Ирина Богатырева
Программа занятий кружка по физическому развитию «Сильные, смелые, ловкие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Программа «Островок здоровья» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к программе «Радуга» Дороновой.
Публикация «Программа занятий кружка по физическому развитию „Сильные, смелые, ловкие“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006года№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях. Программа реализуется в работе кружка «Сильные, смелые, ловкие» МБДОУ Шумячский ЦРР «Солнышко».
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
•наследственность;
•неблагоприятная экологическая обстановка;
•электронно-лучевое и «металло-звук» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);
•образ жизни, который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека.
Исходя из проведенного исследования и была разработана данная программа.
Общее положение
Помещение для работы кружка «Сильные, смелые, ловкие» представляет собой физкультурный зал для непосредственной образовательной деятельности. Настоящее положение разработано на основе закона РФ об образовании «Концепции дошкольного воспитания», письма Министерства РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», Уставом МБДОУ.
Цель программы
Определена основная цель: развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья, приобщение детей к физической культуре.
Задачи программы.
Для достижения целевых ориентиров было решено создание в детском саду кружка «Островок здоровья» и определены следующие задачи:
Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
Образовательные
1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .
3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
2. Воспитание положительных черт характера.
3. Воспитание чувства уверенности в себе.
Актуальность программы
Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.
Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:
-разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитании нравственно, духовно и физически здорового человека.
-по данным ежегодного медицинского обследования 50% детей имеют какую-либо патологию здоровья.
-родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.
Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.
Программа рассчитана на один учебный год (возможно продолжение программы).
Принципы реализации программы
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип научности.
8. Принцип оздоровительной направленности.
Формы и режим занятий
Содержание программы ориентировано на детей средней группы, не имеющих противопоказаний к занятиям физкультурой. Наполняемость группы - 15 человек.
Наполняемость выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 №06-1616 «О методических рекомендациях» приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
Состав групп может изменяться по следующим причинам:
- смена места жительства;
- нежелание родителей занятия детей в данном кружке;
- отстранение от занятий медицинским работником;
- пополнение новыми детьми.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.
Полезно использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.
Возраст детей, участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 4 - 5 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Продолжительность занятий составляет 20 минут,1 раз в неделю, во второй половине дня, 34 занятия в год.
Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс совместной работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекается медицинский работник детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.)
4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса.
Выявляются следующие группы родителей:
1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.
2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.
3 группа - родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств :
•информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
•семинары-практикумы;
•деловые игры и тренинги;
•«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале;
•физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
•демонстрация видеофильмов и презентаций о работе, проводимой в ДОУ по коррекции осанки, укреплению организма детей.
Ожидаемый итоговый результат освоения программы
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
-диагностика физического развития детей;
-анализ медицинским работником изменений заболеваемости данными детьми;
-открытое занятие с показом детьми различных методов оздоровления.
Структура занятий
Продолжительность занятия – 20 мин
Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале.
Вводная часть:
Занимательная разминка -4 мин
Основная часть:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики-2мин.
ОРУ -3-5 мин
ОВД-5-6 мин.
Веселый тренинг -2 мин.
Подвижная игра -3 мин
Заключительная часть:
Игра малой подвижности – 1 мин
Или упражнения на расслабление.
Тематический план работы кружка
«Сильные, смелые, ловкие»
Месяц Кол-во занятий
Название занятий
Основные
виды движений Веселый тренинг Подвижные игры
(примерный перечень)
Сентябрь 4 1. «Что такое правильная осанка» (обучающее)
2. «Льдинки, ветер и мороз»
3. «Береги свое здоровье»
4. «Путешествие в страну Спорта и Здоровья»
Полоса препятствий №1
Диагностика физической подготовленности (бег, прыжки, метания) Качалочка
Цапля Солнышко и дождик
Мы – осенние листочки
Найди игрушку
Затейники
Октябрь 4 1. «Почему мы двигаемся?» (познавательное)
2. «Веселые матрешки»
3. «По ниточке»
4. «Ловкие зверята»
Полоса препятствий №2 Танец медвежат Паровозик Воробушки и автомобили
Деревья и птицы
Все спортом занимаются
Ноябрь 4 1. «Зарядка для хвоста»
2. «Вот так ножки»
3. «Ребята и зверята»
4. «Пойдем в поход» (с родителями)
Полоса препятствий №3 Морская звезда
Оловянный солдатик Медведь
Еж с ежатами
Гимнастика
Воздушный шар
Декабрь 4 1. «Веселые танцоры»
2. Сюжетное занятие «На птичьем дворе»
3. Закрепление правильной осанки
4. «Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику»
Полоса препятствий №4 Самолет
Потягивание Догони меня!
Самолеты
Холодно-жарко
Едет-едет паровоз
Январь 2 1. «Мальвина и Буратино»
2. «Незнайка в стране здоровья»
Упражнения с большим мячом Ах, ладошки
Карусель Догони свой мяч
Снежинки и ветер
Февраль 4 1. Закрепление правильной осанки
2. «Мы куклы» (с родителями)
3. «Мы танцоры»
4. «Путешествие в страну Шароманию»
Полоса препятствий №5 Покачай малышку
Танец медвежат Веселые зайчата
Ловишки с ленточкой
Зимние забавы
Скажи и покажи
Март 4 1. «Поможем Буратино»
2. «У царя обезьян»
3. «Отгадай загадки»
4. «Детский старти-нейджер»
Полоса препятствий №6 Маленький мостик
Паровозик Не боимся мы кота
Воробушки и автомобили
Деревья и птицы
Все спортом занимаются
Апрель 4 1. «Будь здоров»
2. «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
3. «Старик Хоттабыч» (практическое занятие совместно с родителями)
4. «Веселый колобок»
Полоса препятствий №7 Колобок
Ножницы Карусель
Жуки
Тишина у пруда
Круг-кружочек
Май 4 1. «Цирк зажигает огни»
2. Закрепление правильной осанки и коррекция плоскостопия
3. КВН «Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу»
4. Диагностика
Диагностика физической подготовленности
(бег, прыжки, метания) Гусеница
Велосипед Лягушки
Одуванчики
Море волнуется
Узнай, чей голосок.
ИТОГО 34
Перспективный план работы кружка
Сентябрь
1. «Что такое правильная осанка»(обучающее)
Структура занятия
1. Дать представление о правильной осанке.
2. Игра «Угадай, где правильно»
3. П/И «Веселые елочки»
Работа с родителями
Познакомить родителей с п/и «Веселые елочки».
Обратить их внимание на положение различных частей тела ребенка.
2. «Льдинки, ветер и мороз»
Структура занятия
1. Дать представление о том, что такое плоскостопие
2. ОРУ
3. ОВД
4. Игра «Делим тортик»
Работа с родителями
Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»
3. «Береги свое здоровье»
Структура занятия
1. Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы.
2. Комплекс гимнастики «Утята»
3. П/И «Веселые елочки»
4. Упражнение, регулирующее мышечный тонус «Дерево»
Работа с родителями
Консультация «С чего начать родителям»
4.»Путешествие в страну Спорта и Здоровья»
Структура занятия
1. Разминка «веселые шаги»
2. ОРУ (с гимнастической палкой)
3. П/И «Теремок»
4. Релаксация «Ветер»
Работа с родителями
Оформление папки-передвижки «Советы родителям»
Октябрь
1. «Почему мы двигаемся?» (познавательное)
Дать понятие об опорно-двигательной системе.
Структура занятия
1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.
2. Комплекс с гимнастической палкой.
3. П/И «Кукушка»
4. Релаксация «Лес»
Работа с родителями
Предложить родителям обратить внимание на позу ребенка при ходьбе и постановку стопы.
2. «Веселые матрешки»
Структура занятия
1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп.
2. Комплекс «Матрешки»
3. Упражнение «Подтяни живот»
4. П/И «Поймай мяч ногой»
Работа с родителями
Устный журнал с участием педиатра детской поликлиники.
3. «По ниточке»
Структура занятия
1. Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки
2. П/И «Кукушка»
3. Познакомить с образной композицией с элементами танца «По ниточке»
4. Упражнение на вытягивание живота «Дельфин»
Работа с родителями
Провести с родителями анкетирование по определению привычной позы для ребенка.
4. «Ловкие зверята»
Структура занятия
1. Комплекс корригирующей гимнастики.
2. Самомассаж
3. П/И «Обезьянки»
4. Упражнение «В лесу»
Работа с родителями
Оформление фотовыставки работы кружка
Ноябрь
1. «Зарядка для хвоста»
Структура занятия
1. Комплекс корригирующей гимнастики.
2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста»
3. Упражнение «Подтяни живот»
4. Релаксация «Море»
Работа с родителями
Предложить родителям побеседовать с детьми о правильной позе при сидении за столом.
Привлекать детей к оценке своей позы во время рисования, рассматривания картинок.
2. «Вот так ножки»
Структура занятия
1. Разминка в виде самомассажа (плечевых суставов, спины, коленных суставов, ступней)
2. Комплекс статистических упражнений
3. Расслабление в позе полного отдыха, лежа на спине.
Работа с родителями
Ознакомление родителей с приемами самомассажа.
3. «Ребята и зверята»
Структура занятия
1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.
2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста»
3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики.
4. Релаксация под звучание музыки.
Работа с родителями
Подбор картинок с изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе.
4. «Пойдем в поход» (с родителями)
Структура занятия
1. Упражнение «Встань правильно»
2. Игровое упражнение «Найди правильный след»
3. П/И «Птицы и дождь»
4. Игра «Ровным кругом»
Работа с родителями
Инструктивно-методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.
Декабрь
1. «Веселые танцоры»
Структура занятия
1. П/И «Найди себе место»
2. Упражнение «Бег по кругу»
3. Ритмический танец «Зимушка-зима»
4. Релаксация «Снег»
Работа с родителями
Предложить родителям побеседовать с детьми о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении, о правильной постановке стоп.
2. Сюжетное занятие «На птичьем дворе»
Структура занятия
1. Разминка «Сорока»
2. Комплекс корригирующих упражнений
3. Упражнение «Ласточка»
Работа с родителями
Дни открытых дверей. Просмотр занятий кружка «Островок здоровья»
3. Закрепление правильной осанки
Структура занятия
1. П/И «Найди себе место»
2. Упражнение «Бег по кругу»
3. П/И «Попляши и покружись -самым ловким окажись»
4. Релаксация «Спинка отдыхает»
Работа с родителями
Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия. Предложить проводить эти комплексы ежедневно дома с детьми.
4. «Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику»
Структура занятия
1. Упражнение «Встань правильно»
2. Задание на проверку своего пульса.
3. Комплекс упражнений на дыхание.
4. Упражнение «Жмурки»
5. Контрольное измерение пульса
6. Упражнение «Буратино»
Работа с родителями
Демонстрация презентации о работе, проводимой в ДОУ по коррекции осанки и нарушению плоскостопия.
Январь
1. «Мальвина и Буратино»
Структура занятия
1. Ритмический танец «Кукла».
2. Комплекс корригирующей гимнастики.
3. Упражнения для мышц ног.
4. Упражнение «Буратино»
Работа с родителями
Беседа на тему «Как приучить ребенка делать зарядку»
2. «Незнайка в стране здоровья»
Структура занятия
1. Разновидности ходьбы и бега.
2. Упражнения «Ровная спина»
3. Упражнения «Здоровые ножки»
4. Самомассаж
5. Релаксация «Отдыхаем»
Работа с родителями
Мастер-класс "Упражнения для укрепления здоровья детей"
Февраль
1. Закрепление правильной осанки
Структура занятия
1. Упражнение «Бег по кругу»
2. ОРУ (и. п. лежа, сидя, стоя) у гимнастической стенки.
3. Упражнение в висе.
4. Игра «Ходим в шляпах»
Работа с родителями
Информационный блок на тему «Коррекция осанки у детей средствами физического воспитания»
2. «Мы куклы»(с родителями)
Структура занятия
1. Комплекс пластической гимнастики.
2. Ритмический танец «Куклы»
3. П/И «Ходим в шляпах»
4. Релаксация «Куклы отдыхают»
Работа с родителями
Познакомить родителей с комплексом корригирующей гимнастики.
3. «Мы танцоры»
Структура занятия
1. Ритмический танец «Аэробика»
2. Упражнения в низких и. п.
3. Упражнение «Делим тортик»
4. П/И «Попляши, покружись, самым ловким окажись»
Работа с родителями
Папка – передвижка «Вместе с мамой, вместе с папой»
4. «Путешествие в страну Шароманию»
Структура занятия
1. Упражнение «Надуем шары»
2. Упражнения с футбольными мячами
3. П/И «Закати мяч в ворота ножкой»
4. Релаксация «Шарик»
Работа с родителями
Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»
Март
1. «Поможем Буратино»
Структура занятия
1. П/И «Найди себе место»
2. Ритмический танец «Аэробика»
3. Самомассаж спины и стоп.
4. Упражнение «Поможем Буратино стать красивым»
Работа с родителями
Консультация «Лебединая шейка»
2. «У царя обезьян»
Структура занятия
1. Ходьба с различным выполнением заданий.
2. Упражнение «Пройди через болото»
3. Упражнение в висе.
4. упражнение «Положи банан»
Работа с родителями
Семинар-практикум на тему «Движение и здоровье»
3. «Отгадай загадки»
Структура занятия
1. Комплекс упражнений «Загадки»
2. Упражнения на фитбол – мячах.
3. П/И «Заводные игрушки»
4. Игра «Собери домик»
Работа с родителями
Оформление памятки «Десять советов родителям»
4. «Детский старти-нейджер»
Структура занятия
1. Комплекс упражнений «Веселая маршировка»
2. Упражнение «Собери небоскреб» (кубики стопами)
3. «Сиамские близнецы» (упражнения в парах)
4. Самомассаж «Рисунок на спине»
Работа с родителями
Практическое занятие по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Апрель
1. «Будь здоров»
Структура занятия
1. Упражнения Разминка «Дышите - не дышите»
2. Игра «Прокати мяч»
3. Упражнения со скакалками.
Работа с родителями
Консультация «Учим ребенка следить за своим здоровьем»
2. «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
Структура занятия
1. Упражнение «Прыгалка»
2. Комплекс пластической гимнастики
3. Упражнения на самовытяжение.
4. П/И «Не урони»
Работа с родителями
Дни открытых дверей с просмотром работы кружка.
3. «Старик Хоттабыч» (практическое занятие совместно с родителями)
Структура занятия
1. Самомассаж стоп.
2. «Дорожка здоровья»
3. Танец «Утят»
4. Упражнения с массажными мячами.
5. Танец ножек «Матрешки»
6. Упражнение «Переложи бусинки»
7. Упражнение «Рисуем ногами»
8. Релаксация «Спокойный сон»
Работа с родителями
Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Сильные, смелые, ловкие»
4. «Веселый колобок»
Структура занятия
1. Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений.
2. Упражнение «Скатаем колобок»
3. П/И «Колобок и звери»
4. Самомассаж массажными мячами.
Работа с родителями
Консультация «Коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Май
1. «Цирк зажигает огни»
Структура занятия
1. Ходьба с выполнением упражнений для стоп.
2. Упражнение «Силачи» (с мячом)
3. П/И «Карусель»
4. Упражнения на дыхание и расслабление.
Работа с родителями
Помощь родителей в изготовлении степ-платформ.
2. Закрепление правильной осанки и коррекция плоскостопия
Структура занятия
1. Упражнение «Бег по кругу»
2. Упражнение в висе.
3. П\И «Пятнашки»
4. Релаксация «Весна»
Работа с родителями
Беседа «Влияние динамической и статистической нагрузок на организм»
3. КВН «Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу»
Структура занятия
Задания и конкурсы.
Работа с родителями
Оформить папку-передвижку с фотографиями о проведении КВН.
4. Диагностика
Структура занятия
Заключительная беседа «Зачем мы занимаемся физкультурой?»
Работа с родителями
Познакомить родителей с результатами диагностики