Папки-передвижки

Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Ключ к здоровью»

Арнаут Ольга
Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Ключ к здоровью»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Программа «ключ к здоровью» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Публикация «Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС „Ключ к здоровью“» размещена в разделах

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

1.2. Нормативно-правовое и програмно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОО

• Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОО:

• Конвенции ООН о правах ребёнка;

• Конституция Российской Федерации;

• Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. ;

• Приказ Минздрава России от 30.06.92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;

• Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;

• Приказ Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»;

• Методические рекомендации «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);

• Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000;

• Закон Смоленской области «Об образовании в Смоленской области»;

• Устав МБДОУ Детский сад №14 “Дружба»

Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности включает в себя :

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Данное убеждение основано на высоких показателях заболеваемости детей дошкольного возраста, как в целом, так и по основным классам болезней.

Данная программа реализуется в рамках рабочей программы ФГОС, утверждённая в МБДОУ «Детский сад «14 «Дружба», г. Ярцево, Смоленской обл., который предполагает новый подход к вопросу формирования здоровья детей, начиная с младшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по следующим темам:

здоровье ребенка

• ребенок дома

• ребенок и социальное окружение

• ребенок и природа

• ребенок на улицах города

• эмоциональное благополучие ребенка.

Цель программы : сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ответственности за сохранение собственного здоровья.

сформировать у ребёнка необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научив его использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи (Развивающий цикл)

Образовательные:

• знакомить детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);

• учить детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений;

• формировать систему культурно-гигиенических навыков, знаний об организме человека.

Речевые:

• привлечь внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания.

• ориентировать на самостоятельность суждений и действий;

• увеличить активный и пассивны словарный запас ребенка.

Развивающие:

• развивать умение сознательно вырабатывать полученные привычки правильного поведения;

• развивать умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;

• развивать творческий, критический и эвристический тип мышления, вариативные представления о поведении человека в различных ситуациях;

• развивать компетентностные умения, предполагающие перенос теоретических знаний на конкретные ситуации жизни человека;

• развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

• воспитание самостоятельности;

• формирование гармоничной личности (чувство уважения к окружающим, доброта, самокритичность).

Основные задачи (Оздоровительный цикл)

• сохранение и укрепление здоровья детей;

• развитие сенсорных и моторных функций;

• формирование потребностей в двигательной активности;

• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

• приобретению навыка правильного дыхания;

• привитие навыков элементарного самомассажа;

• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

• развитие эмпатии, дружеских взаимоотношений, желания помочь друг другу.

1.3. Ожидаемые результаты

Ребенок

снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка;

приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости;

повышение уровня валеологических знаний.

Педагог

повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОУ;

обновление содержания и технологий физкультурно-оздоровительного, корреционно-развивающего направления;

реализация социального заказа родителей.

Родители

определение родителями позиции равноправных участников воспитательно-образовательного пространства.

Социум

организация психолого–педагогической и социальной помощи семьям, в том числе семьям группы «риска»;

организация сотрудничества с учреждениями культуры, образования и здравоохранения микрорайона.

Материально-техническая база

Создание и оснащение физио кабинета медицинским оборудованием;

Обновление игрового и спортивного оборудования, детской мебели, техническое оснащение, приобретение стационарного оборудования.

1.4. Методика работы с воспитанниками

строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников, побуждая ребят к осознанному здоровье творчеству. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимых для развития навыков ребенка.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т. д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

Методологической основой программы являются теоретические позиции В. Г. Алямовской, где здоровье возникает как динамическое состояние процесса развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Следовательно, отличительной особенностью данной программы является : комплексный подход к оздоровлению и развитию ребенка – помимо сугубо познавательных задач в ней реализуются вопросы целостности полученных знаний о здоровье, формируется ценностная ориентации на здоровый образ жизни, приобретаются специальные умения и навыки сохранения и укрепления здоровья.

В программе выделены основные направления по здоровьесбережению детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, разработано содержание развивающего материала, продуман механизм отслеживания результатов работы.

1.5. Принципы здоровьесберегающей программы

В основу построения программы «Ключ к здоровью» положены следующие принципы:

1. Принцип актуальности подразумевает отбор знаний и умений с опорой на социальный заказ (решение актуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения).

2. Принцип системности и комплексности предполагает формирование комплекса знаний и умений, обеспечивающего целостное понимание здоровья человека во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонентов, а также освоения системы средств и методов по его сохранению и укреплению.

3. Принцип научности и доступности предполагает с одной стороны включение знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья, с другой – соответствие уровню образовательных возможностей воспитанников.

4. Принцип интегративности построения программы обусловлен спецификой валеологии, как интегративной области знаний таких наук как психология, ОБЖ, педагогика, дидактика, медицина.

5. Принцип региональности. При составлении программы учитываются региональные особенности: природно-климатические, экологические, состояние здоровья воспитанников.

6. Принцип концентризма и преемственности. Программа имеет спиралевидный характер построения, то есть от возраста к возрасту предусматривается постоянное углубление знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления. На основы принципов концентризма влияют четыре концентрата: младшие, средние, старшие и подготовительные к школе группы.

7. Принцип свободы движения в первую очередь направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, поскольку в формуле здоровья движение находится на втором месте, после сна. Движения усиливают кровообращение, и, следовательно, улучшают мыслительные процессы, создаются резервы организма, позволяющие работать очень долго. Статичные позы гасят работу мозга, поэтому ребенку необходимо свободное пространство и возможность смены среды в течение занятия несколько раз. Среда в этом случае рассматривается как образовательное пространство развития ребенка, в котором он может творить. Это пространство обязательно должно меняться, с учетом того, что мир предметов не должен быть враждебен и предметы этого мира должны располагаться на уровне глаз детей, чтобы ребенок вступал в диалог.

1.6. Краткая характеристика системы занятий

Здоровьесберегающая программа «Ключ к здоровью», реализованная в рамках рабочей программы ФГОС разработана для детей средней, старший, подготовительной группы.

Занятия подготовлены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по май). Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.

Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю, из них: 2 занятия в помещении и одно на улице. Игры и упражнения используются на занятиях по физической культуре, в познавательной, а также в свободной и самостоятельной деятельности.

Индивидуально-дифференцированный подход является основным принципом работы с детьми.

Система занятий организуется в определё нной последовательности:

• Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям через игры, упражнения.

• Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребёнка.

• Развитие его адаптационных возможностей.

• Проведение одного занятия на свежем воздухе.

• Витаминизация питания.

• Постоянное осуществление медико-педагогического контроля над развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.

Структура программы :

Программа состоит из двух основных разделов: «Оздоровительного» и «Развивающего».

Программа «Ключ к здоровью» рассчитана на 3 года.

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-оздоровительная деятельность в течение дня. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье, происходит по направлениям: оздоровительное и познавательное.

Средняя группа

Развивающий направление:

здоровье ребенка

• ребенок дома

• ребенок и другие люди

• ребенок и природа

• ребенок на улицах города

• эмоциональное благополучие ребенка

Оздоровительное направление :

• закаливающий массаж

• дыхательная гимнастика

• корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата

• миогимнастика

• пальчиковая гимнастика

Старшая и подготовительная группа

Развивающие направление:

здоровье ребенка

• ребенок дома

• ребенок и другие люди

• ребенок и природа

• ребенок на улицах города

• эмоциональное благополучие ребенка

Оздоровительное направление :

• закаливающий массаж

• дыхательная гимнастика

• корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата

• миогимнастика

оздоровительная гимнастика для глаз

• пальчиковая гимнастика

• релаксация

Работа по каждому разделу включает занятия, детско-взрослое проектирование, игры, праздники, досуги, самостоятельную деятельность детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. Используемые образовательные технологии «Ключ к здоровью»

2.1. Методики, направленные на развитие органов дыхания

1. Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачёва. Данный метод для детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

2. Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Направлена на лечение и восстановление певческого голоса. Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

3. Методика дыхательных упражнений йогов:

Цель этого вида дыхательных упражнений – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая, при вдохе через другую – другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй.

2.2. Методика, направленная на коррекцию зрения

1. Йоговские упражнения для глаз способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Йоги считают, что глаза потребляют около 50% биоэнергии, приходящейся на жизнедеятельность всего организма. Поэтому эти упражнения

рекомендуется выполнять и людям, имеющим хорошее зрение.

Йоговская гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани кислорода, оказывает комплексное укрепляющее и тонизирующее действие. Вращение глазами вверх-вниз, вправо – влево, круговые движения.

2.3. Методики, направленные на профилактику ОРЗ

1. Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской) рекомендуется ослабленным и часто болеющим детям. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон, в связи с этим, значительно снижается заболевания гриппом и ОРВИ.

2.4. Методики, направленные на развитие двигательной активности

1. Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев.

2. Методика игрового обучения построена на двигательных играх под музыку, позволяет детям быстро усваивать материал по развитию речи, ОБЖ, знакомит с окружающим миром в игровой форме.

2.5. Методики, направленные на повышение резистентности организма

1. Массаж пальцев. По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

2. Самомассаж по китайской методике Шиацу. По китайской методике, точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения

3. Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

4. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

2.6. Методики, направленные на повышение работоспособности детей

1. Динамические паузы повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И. П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определённых отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов.

2. «Эффект Моцарта» - под влиянием этой музыки дети лучше учатся и более спокойны. Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное и умственное напряжение.

2.7. Методы, направленные на коррекцию психического состояния

1. Коммуникативные игры способствуют формированию положительного климата в детском коллективе, развитию личности ребёнка, раскрытию его творческих способностей.

2. Музыкотерапия – эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС  Никто не учит маленького человека: «будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Портфолио учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС Портфолио учителя-логопеда Гречко Елены Ивановны (дополненное) Добрый день, уважаемый коллеги! Вашему вниманию представлено электронное.

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ в рамках реализации ФГОС» Формирование у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Расширять представления.

Проект «Правильная осанка — ключ к здоровью и красоте». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 Проект «Правильная осанка — ключ к здоровью и красоте».

Проектные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС Добрый день уважаемые коллеги! Мне бы хотелось поговорить о проектной технологии на наших уроках в рамках реализации ФГОС Слайд 2. В основе.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС» Начнём наш семинар с игр, которые можно использовать в работе с детьми. Педагоги встают в круг. Игра «Приветствие» Поздоровайтесь друг с.

Системно-деятельный подход в ДОУ в рамках реализации ФГОС Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области. Системно – деятельный подход – это переход к построению стандартов.

Этнокультурное образование воспитанников в рамках реализации ФГОС Мы живем в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем. В первую очередь это относится к нашему.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС до» Здоровьесберегающие технологии- это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Ключ к здоровью»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 20:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД