Эльмира Рафикова
Программно-методическая разработка «Россия одна»
▼ Скачать + Заказать документы
Программно-методическая разработка
«Россия одна!»
Тема: методическая разработка урока (занятия) Автор: Рафикова Эльмира
Тихфятовна, воспитатель
с. Борское 2018
Пояснительная записка.
Родина, Россия… Эти понятия важны, значимы и глубинны для каждого ребёнка. Чтобы сформировать в представлении дошкольников образ Родины, воспитать любовь и уважение к её святыням, национальным ценностям, созидательному труду, родной природе, недостаточно традиционных методов обучения. Возникает необходимость поиска новых эффективных способов эмоционального воздействия на ребёнка, учитывая богатые возможности современной образовательной среды в условиях модернизации образования. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Моя Родина – Россия» является авторской разработкой по структуре и тематической по содержанию. НОД основан на интеграции нескольких образовательных областей («Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Инновационная составляющая – использование информационно–коммуникационных технологий (ИКТ). Актуальность:
Публикация «Программно-методическая разработка „Россия одна“» размещена в разделах
Одна из возрастных особенностей дошкольников - любознательность. Поэтому дети
этого возраста любят задавать много вопросов, рассматривать иллюстрированный материал. Педагогам дошкольных учреждений необходимо создавать развивающую среду для удовлетворения познавательных потребностей детей.
При разработке данного конспекта автор руководствовался следующими педагогическими принципами:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- принцип доступности, последовательности и систематичности излагаемого учебного материала;
- принцип педагогической поддержки воспитанников в поиске адекватного решения проблемных ситуаций;
- принцип критериального отбора музыкальных и литературных произведений, видеоматериалов, интернет-ресурсов. «Методическая разработка НОД ( серия конспектов в рамках тематической недели: «Россия – Родина моя!») составленной в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и опирающейся на программу «Успех» (авторский коллектив под руководством Н. В. Фединой) и технологии, заложенные в программу «Сообщество» К. А. Хайсен, Р. К. Кауфман. В процессе непосредственно – образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Представленная серия конспектов – является авторской разработкой, построенная в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Цель данной методической разработки : на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, формировать нравственные ценности.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (показ иллюстраций, словесный метод (беседы о Родине; художественное слово по данной тематике, Практический метод (Разнообразные игры). Занятия проводится в средней группе детей.
Задачи
Продолжить формировать у детей представление о России, как о родной стране, уважительное отношение к государственным символам, гражданско-патриотические чувства.
Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен прилагательных (родная, родной, большая, малая)
Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаг и герб, выдержку, сообразительность, находчивость, умение соблюдать правила игры.
Совершенствовать умения навыки при выполнении аппликации. Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.
Воспитывать у детей:
- любовь к Родине;
- любовь к природе и бережное отношение к ней.
Познавательное развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основной целью развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Категория детей: дети с ОВЗ.
Возраст: 5-6 лет
Форма проведения: путешествие
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема: Путешествие по нашей Родине – Россия.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграции с другими образовательными областями:
- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: («Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»);
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: (Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»).
Задачи:
1. формировать у детей представление о России как о родной стране («Познавательное развитие»);
2. закреплять представления о государственных символах («Познавательное развитие»);
3. обогащать словарь (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями). Уточнять и активизировать словарный запас. Развивать связную речь, логическое мышление, формировать способность детей к диалогической речи («Речевое развитие»);
4. развивать познавательные процессы: память, мышление, речь в продуктивной деятельности («Социально – коммуникативное развитие»);
Предварительная работа:
беседа с детьми о государственной символике (флаг);
рассматривание российского флага;
чтение стихов о России.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, аудиозапись Молодежь России; образец подделки «Береза», подносы, картонные рулоны, белые салфетки (или бумажные полотенца, краска и кисть, клей, ножницы и цветная бумага.
ЭОР: сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок» https:// festival.l september.ru/, сайта детского сада «Солнышко» с. Борское borsad2@yandex.ru, Международный образовательный портал Маам. ру. http\\www maam.ru\users\356894444
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
Познавательно - исследовательская Рассматривание иллюстрации Москвы, флага и герба России
Коммуникативная
Д/и «Узнай знакомые места?»;
Д/и «Чей герб?»;
Загадки о родном крае;
Художественное чтение Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?»
Пословицы о Родине.
Стихотворения: «О Родине» З. Александровой, «Береза» С. Есенина, стихотворения о селе Борское Н. Кабаева.
Музыкально - художественная Слушание звукозаписи песни «С чего начинается Родина?»
Двигательная Физминутка «По родному краю»; Ф/у «Волшебные ленты дорог»;
Продуктивная Рисование «Белая березка»
Игровая Д/и «Узнай и назови»
Д/и «Какой наш город?»
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
1. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
(Садятся на стульчики). (1 слайд)
Слушают
Сформированы
доброжелательные
отношения между сверстниками.
2. Воспитатель предлагает презентацию «Россия Родина моя!».
Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово - «Россия»! А мы с вами, граждане России - россияне! (Слайд 2)
Слушают, рассматривают Сформировано умение внимательно слушать воспитателя
3. Воспитатель предлагает рассмотреть символику нашей страны. (У каждой страны мира есть своя символика, т. е. свои знаки отличия: есть свой гимн, герб и флаг. Рассматривают Российский флаг). Предлагает вспомнить стихотворение о флаге. (Выставляется флаг России). Рассматривают, вспоминают Сформировано умение излагать свои мысли, слушать своих товарищей.
4. Станцию «Историческая». Игра «Что лишнее?».
Воспитатель: Ребята, перед вами сейчас будут представлены четыре картинки, вам нужно выбрать одну из них, которая не подходит к остальным.
1ряд картинок: Рождество, Пасха, Масленица, Хэллоуин. Лишняя картинка – хэллоуин, так как остальные 3 праздника отмечают на Руси с древних времен (3 слайд)
Играют, закрепляют. Выполняют задания Закреплено умение внимательно слушать.
2 ряд картинок: каша, пироги, блины, пицца. Лишняя картинка – пицца, так как остальные 3 блюда русской кухни, а пицца итальянской (4 слайд) Выполняют задания
3 ряд картинок: туфли, кроссовки, лапти, сандали. Лишняя картинка – лапти, так как лапти носили русские крестьяне (5 слайд) Выполняют задания
4 ряд картинок: матрешка, винни-пух, пумба, пингвин. Лишняя картинка – матрешка, так как именно сувенир матрешки, считался символом России (6 слайд) Выполняют задания
5. Станция «Литературная» (7 слайд)
Вопросы к викторине «Сказки»
«Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»(А. С. Пушкин) (8 слайд)
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»(К. И. Чуковский) (9 слайд)
Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино) (А. Н. Толстой) (10 слайд)
«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».) (А. С. Пушкин(11 слайд)
6. Игра «Я начну, а вы закончите?»
Пословицы:
1. Родина – мать – умей за неё постоять
2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3. Родина любимая, что мать родимая.
4. Жить – Родине служить.
5. Родной край – сердцу рай.
6. Нет в мире краше Родины нашей.
7. Береги землю родную, как мать любимую.
8. Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.
9. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
10. Человек без Родины - соловей без песни.
11. Тот герой - кто за Родину горой.
12. Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.
13. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (12 слайд).
7. Станция «Знайкина» Вопросы.
- Назовите столицу России. (Москва) (13 слайд)
- Как зовут президента России? (В. В. Путин) (14 слайд)
- Назовите место работы президента России? (Москва, Кремль) (15 слайд)
- Какая денежная единица России? (Рубль) (16 слайд)
- Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн) (17 слайд)
8. Станция «Творческая» воспитатель предлагает сделать из бумаги березку – символ России.
(Берем рулон, отрываем одноразовое полотенце или разворачиваем салфетку. Обматываем салфеткой (или полотенцем) рулон. Наносим клей, чтобы приклеить салфетку. Черной краской наносим горизонтальные парные полоски, как на стволе березы. Берем прямоугольный фрагмент коричневого цвета. Один край этого прямоугольника надрезаем в вертикальном направлении, размещая разрезы на небольшом расстоянии, друг от друга, второму краю придаем зигзагообразную форму. Оборачиваем этой деталью картонный рулон, приклеиваем ее бахромой вверх, ствол обретает крону. Придаем веточкам разную длину и форму. Приклеиваем веточки к стволу и листочки на веточки. Березка готова.) (16 слайд).
Воспитатель обобщает путешествие по России закончилось. Что больше всего вам запомнилось? Что больше всего вам понравилось?
В заключении песня о Родине в грамзаписи (17 слайд).
Дарят символ России детям средней группы.