МААМ-картинки

Занятие в подготовительной группе «В гостях у тетушки Арины»

Людмила Кичигина
Занятие в подготовительной группе «В гостях у тетушки Арины»

Программные задачи. Расширять представление о русских народных семейных обычаях. Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, старинный, деревянный, расписной, узорчатый и др.).

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Закрепить умение мастерить тряпичную узелковую куклу.

Публикация «Занятие в подготовительной группе „В гостях у тетушки Арины“» размещена в разделах

Материал и оборудование. Зал украшен в виде мини-музея. Сундук с косынками и кушаками. Кукла. Уголек, зерна, монеты. Корыто с водой и полотенце. Русская рубаха. Колыбель. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники). Нитки, вата, корзина. Костюм тетушки Арины, костюм Марьи Искусницы. Каравай, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины». Посещение музея, рассматривание старинных предметов, тряпичных кукол. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.

Дети входят в мини-музей «Русская изба». Их встречает тетушка Арина (взрослый в р. н. костюме).

Тетушка Арина. Здравствуйте, гости дорогие!

Наконец вы появились!

Я уж думала, заблудились.

Добро пожаловать! Будьте, как дома!

Очень рада, что вы ко мне пришли

И для посиделок времечко нашли.

Я вас ждала и наряды припасла.

Открывайте сундучок.

(дети открывают сундучок и достают ленточки и пояски, повязывают их).

Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами.

Покажитесь-ка, назовитесь-ка.

Дети поочерё дно: «Я красна-девица Дарина»,

«Я добрый молодец Кирилл»,и т. д.

Дети проходят садятся за столы.

Тётушка Арина. А я тётушка Арина. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Посмотрите, сколько в моей избе интересных вещей.

(Указывает на самовар). Это что? Дети: самовар. В нем воду кипятили, чай пили.

Тётушка Арина. Правильно. Самовар. Сверху пар, снизу жар- шипит русский самовар.

(Показываю чугунок). Дети: чугунок. В нем еду варили.

Тётушка Арина. В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили.

(Показываю лапти). А это что, детушки? Дети: лапти. Их на ноги надевали.

Тётушка Арина. Лапти, лапти, лапоточки, из лыка, да бересты плетеные, легкие да просторные. На онучи их надевали, оборами подвязывали. Лапти – самая древняя обувь на Руси. Они были и мужской и женской обувью.

Материал для лаптей всегда был под рукой, их плели из внутренней части коры липы- лыка, стоили они аж три копейки. В горячую летнюю пору хватало лаптей на четыре дня, а в зимнюю - на десять дней. Отсюда пошла у крестьян пословица: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести».

(Звучит аудиозапись плача ребёнка.)

Кто тут плачет, слезы льёт? (Достаёт из колыбели куклу.)

Да это малец-удалец. Сегодня родился, да вдруг рассердился. Возьмем его на руки, он и успокоится.

(Ребенок качает куклу, плач стихает).

Тётушка Арина. С давних времен так повелось: когда ребенок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена?

(Дети называют имена. Выбирают для ребенка имя Егорушка).

Тетушка Арина. Человек растет, и имя его растет.

Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушкой. А как вас называют ласково? Ответы детей.

Подрастет малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать.

А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми?

(Ответы детей).

Молодцы, ребятушки!

Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои

имена.

Издавна на Руси, родился человек, все от души радовались, песни вокруг, пляски, игры да хороводы! Вот и мы с вами поиграем в р. н. игру «Заря-заряница».

(Дети выходят становятся в круг и проводится игра.)

Тётушка Арина. Молодцы, отдохнули, повеселились. А теперь продолжим. А вы знаете, что означает имя Егор?

Нет? Егор- хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.

Тетушка Арина. Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы. (показывает уголек, зерна, монеты и раздает детям.)

Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей).

Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зёрна и монетки опускали в корыто с водой, где ребёнка в первый раз купали.

Когда клали уголёк, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».

Вероника, положи уголёк в корыто и повтори эти слова.

(Ребёнок выполняет задание).

А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт».

Ванечка, опусти зёрна в воду и повтори эти слова.

(ребенок выполняет задание).

Ребятушки, кто из вас догадается, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили? (Предположения детей.) Правильно. Чтобы был богатым. Положи, Кирюша, монетки в воду со словами: «Будь всегда богат». (Ребенок выполняет задание).

Теперь нашего Егорушку можно купать. (Вместе с ребенком купаем куклу.)

Тили-тили-тили-тили

А мы по воду ходили.

Воды для Егорки

Полное ведёрко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли.

Лишь головка одна,

Как была, черным-черна!

Катенька, помоги мне вытереть Егорушку. Подай, полотенце. (Вместе с ребенком вытирает куклу).

Полотенце вышито и бело,

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.

Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?

Дети. Его надо запеленать, одеть.

Тетушка Арина. Заворачивали ребенка в отцову рубаху,

Чтобы он был похож на отца, стал таким же работящим, честным, добрым, как и он. Посмотрите на рубаху. Какая она?

Дети. Красивая, вышитая, нарядная.

Тётушка Арина. Давайте завернем Егорушку. Помоги мне, Алина. (Вместе с девочкой заворачиваем куклу.)

Тетушка Арина. Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай как они отдыхают.

Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?

Дети. В колыбели, в люльке.

Тётушка Арина. А что это лежит в люльке?

(Вынимаю из колыбели кусок хлеба и узелок с солью.)

Дети. Это хлеб и соль.

Тётушка Арина. На Руси не только долгожданных гостей, но и новорожденных встречали хлебом-солью. Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец-то ты родился Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

(Дети кладут в колыбель хлеб и соль).

Тётушка Арина. Чтобы Егорушка заснул быстро и сладко, споём ему колыбельную.

Дети (вместе) :

Баю-баюшки-баю,

Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит,

Дождь по крышам шумит.

В небе звёздочка горит.

- Спи, сыночек,- говорит.

Баю- баю-баю-бай,

Спи, Егорка, засыпай!

Тётушка Арина. Вот и уснул Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребёнок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы, думаете, что дарили младенцу? (Предположения детей).

Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. А что же мы подарим Егорушки? Про подарки я позабыла. Кто же нам поможет?

(К детям выходит Марья-Искусница в р. н. костюме).

Марья-Искусница. Кто же поможет, если не я, Марья- Искусница? Я вам помогу. Мы же с вами кукол из лоскутов да ниток мастерили, да я ещё и ваших прапрабабушек этому учила.

Тётушка Арина. Дети, да это сама Марья-Искусница к нам пожаловала, вот здорово!

Марья-Искусница. Проходите ко мне в мастерскую, садитесь поудобней, будьте внимательны. Постарайтесь все вспомнить.

(Дети вспоминают поэтапное изготовление куклы- оберега)

Марья-Искусница. Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутом и обвязать ниткой. Это голова куклы. Из уголков квадрата, свернутых и обвязанных нитками, получатся руки. На голову куклы повяжем косынку. Кукла – оберег готова.

Я для вас кое-что припасла. Посмотрите-ка в корзинку. Достает из корзины кукол, которых делали с ней дети раньше. Чего же здесь не хватает? Дети: платочка на голове. Уж вы постарайтесь, доделайте кукол, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.

Тетушка Арина. Спасибо, Марья-Искусница! А можно и мне смастерить такую куклу?

Марья- Искусница. Перед тем как начать мастерить подготовим пальчики к работе.

(Проводится пальчиковая гимнастика).

Марья- Искусница. В старину так говорили : «Работа ладится, если песня сладится». Подпевайте мне. Дети вместе с Марьей-Искусницей и тётушкой Ариной поют р. н. песню «Золотая прялица», во время пения мастерят куклу. Марья-Искусница и тётушка Арина при необходимости помогают, хвалят за сноровку и аккуратность.

Тётушка Арина. Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги. Впрочем, ребятушки, оставьте их себе, пусть они вас тоже оберегают, а ему мы подарим оберег, который я смастерила. Пусть она хранит его и защищает.

(Кладет куклу-оберег в колыбель).

Спасибо, тебе Марья-Искусница за твои золотые руки, за то, что ребяток научила кукол мастерить.

Марья-Искусница. Вот так гости! Работу сделали, подарок имениннику оставили, а где веселье? На именинах хороводы водить надобно, плясать, да в игры играть. Становитесь-ка в хоровод.

(Звучит музыка, дети исполняют пляску «На горе – то калина».)

Марья-Искусница. Вот и славно! А на прощание пожелайте нашему Егорке что-нибудь хорошее, доброе.

Дети. (поочерёдно) 1. Никогда не болей, будь здоров.

2. Расти сильным, крепким да удалым.

3. Слушай отца-батюшку да родную матушку.

4. Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.

5. Живи-поживай да добра наживай.

Тётушка Арина. Вижу, понравилось вам заниматься в русской избе!

Дети. Мы много нового узнали, многому научились.

Тётушка Арина. Спасибо за работу вашу и старание. До скорого свидания.

Марья-Искусница. Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Не забывайте старые обычаи,

Ценить умейте старину!

Жаль, но наши посиделки

Нам заканчивать пора.

Надеюсь, встретимся мы снова.

До свиданья, детвора!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «В гости к тётушке Арине»Интегрированное занятие «В гости к тётушке Арине» ЗАДАЧИ: 1. Формировать у дошкольников интерес к народному творчеству; 2. Расширять знание детей о народных обычаях: 3. Обогащать словарный.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси» Тема: Семейные обычаи на Руси. Номинация: Лучший конспект занятия (НОД) Байдина Галина Сергеевна Должность: воспитатель Г Нижний Тагил,.

Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе «В гостях у тетушки Арины»
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 11:04
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД