Элла Макаренко
Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенние листочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
- развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об особенностях времени года осени;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать диалогическую речь;
- активизировать двигательную активность детей;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к растениям.
Материалы:
- объекты живой и неживой природы;
- дидактическая игра: “Когда это бывает”
- атрибуты для самостоятельной деятельности
Публикация «Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста, Тема: „Осенние листочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Обогащение словаря: листопад, опавшие листья, подстилка, золотая осень.
Предварительная работа:
- заучивание пословиц об осени;
- чтение стихотворений об осени;
- рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Осень».
Ход ПРОГУЛКИ
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня с вами будем очень внимательными, наблюдательными и любознательными. Отгадайте загадку:
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало, Нивы урожайные, спелые плоды.
Полетели листики, листики, листики. И не видно радуги, и не слышен
гром.
Поля опустели и ливни рекой. Спать ложится солнышко
А это, скажите мне, время какое? (Осень.) Раньше с каждым днём. (Осень.)
Ответы детей.
Воспитатель рассказывает детям о приметах осени : в сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.
А теперь вспомним пословицы об осени.
Теплая осень - к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко - мало снега будет.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.
Воспитатель: Действительно, всё это бывает осенью.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
- Почему осень называют золотой?
- Какое явление называют листопадом?
- Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Ответы детей.
Воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Воспитатель предлагает детям самим проверить, как шуршат листья, и спрашивает у детей:
- А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?
- Нравятся ли вам цветные листочки?
- Любите ли вы их собирать? Почему?
- Что вы с ними делаете?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Мы – осенние листочки». Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:
Мы - листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком с листочками
Мы – осенние листочки. В руках.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели. Дети разбегаются.
Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая
А потом летать устали! Листочками.
Перестал дуть ветерок - Дети приседают на корточки, поднимая
Мы присели все в кружок. Листочки над головой.
Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются,
И листочки быстро сдул. Помахивая листочками.
Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки вверх
И на землю тихо сели. И следят, куда они упадут.
Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Воспитатель приглашает детей на огород.
- Что изменилось на огороде?
- Как вы думаете, что будет с клубникой и малиной с наступлением холодов, замёрзнут ли они?
Ответы детей.
Чтобы клубника и малина не только не замёрзли, но и не вымерзли, а летом порадовали нас спелыми ягодами. Нужно засыпать их опилками и укрыть опадом.
Трудовая деятельность.
Дети лёгкими пластмассовыми граблями убирают опавшую листву с асфальтовых дорожек в кучи, а потом в ведёрках относят на грядки с малиной и клубникой.
Воспитатель хвалит и благодарит детей за оказанную помощь и заботу о растениях.
- Дорожки теперь в нашем саду чистые, и можно поиграть. А заодно вспомним с вами названия деревьев.
Дети с помощью воспитателя делятся на 2 команды: команда детей и деревьев.
В команде деревьев каждый ребёнок придумывает себе имя – название дерева, которое сообщают воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:
- Здравствуйте, «деревья»!
- Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена! – отвечают им деревья.
Дети начинают перечислять названия деревьев. Угаданные «деревья» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. В конце игры дети хором вместе с воспитателем читают стихотворение….
После игры дети с воспитателем осматривают какие деревья растут у них на участке. Дети собирают листики этих деревьев, сравнивают между собой, отмечая сходства и различия.
Воспитатель отмечает, что листики мы возьмём в группу для изготовления гербария и для заготовки природного материала для ручного труда.
Самостоятельная деятельность детей с песком и выносным материалом.
Воспитатель предлагает атрибуты к сюжетно- ролевым играм.
Пока часть детей играет, проводится индивидуальная работа: дидактические игры “Когда это бывает?” на закрепление основных признаков времен года и «С какого дерева листок?» на закрепление названий деревьев и особенностей их листьев.
Проводиться индивидуальная работа по развитию основных видов движений: отрабатывание прыжков на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2-3 метра.
Воспитатель: Предлагаю убрать игрушки и поиграть в игру на внимание “ Бывает - не бывает”.
Воспитатель подводит итог: Что интересного было сегодня на прогулке? Понравилась ли вам прогулка?