Галина Федосеева
Прогулка в подготовительной группе, как неотъемлемая часть системы воспитания и образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС в дошкольное образование ставит перед педагогическим составом ДОУ новые требования. Являясь участниками образовательных отношений, мы создаём новую систему учебных и воспитывающих ситуаций (воспитательных воздействий, содержащих цель, содержание, способы, в соответствии с этим документом. Субъекты этих ситуаций – воспитатель и воспитанники. И нас должно связывать продуктивное взаимодействие в условиях различных видов деятельности на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду. Неотъемлемой, значимой частью этого времени является прогулка.
Публикация «Прогулка в подготовительной группе, как неотъемлемая часть системы воспитания и образования дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Прогулки детям дошкольного возраста совершенно, необходимы, так как они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского организма. При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким в борьбе с различного рода заболеваний. Ребенок получает максимум удовольствия и пользы от прогулки, если его ничто не беспокоит. Поэтому необходимо учитывать ряд показаний: посещение туалета перед прогулкой, одежда по сезону, температурный режим, продолжительность прогулки. Всё это будет способствовать тому, что кругозор ребенка обогатится разнообразными впечатлениями, продолжится знакомство с внешним миром, дети научатся ориентироваться в новой обстановке вне стен помещения. Во время прогулки у нас появляется множество возможностей для всестороннего развития личности ребенка. Находясь на площадке, дети много двигаются, соответственно становятся более ловкими, подвижными, вырабатывают новые умения и навыки, укрепляется мышечная система, появляется аппетит, улучшается настроение, создается дружный коллектив. Но в силу своего возраста, дети сами не могут играть и познавать мир, воспитание и развитие возможно только под руководством воспитателя.
Как извлечь максимальную пользу от прогулки с учётом соблюдения всех требований. Прогулка не должна быть спонтанной деятельностью. Нужно чётко знать, чем мы займёмся на прогулке.
Вот примерный план – конспект прогулки в подготовительной группе компенсирующей направленности (лексическая тема «Весна»)
Какие цели может ставить перед собой воспитатель :
- формировать представления о весенних изменениях в природе;
- активизировать словарный запас по теме;
- воспитывать познавательный интерес, положительное отношение к природе;
- обеспечивать двигательную активность детей;
- формировать произвольность поведения.
Все мы знаем, что прогулка должна складываться из определё нных этапов:
1. Организационный момент (детей надо заинтересовать, настроить на прогулку).
2. Наблюдение – игра, исследовательская деятельность - для того, чтобы воспитывать умение видеть изменения в окружающем мире, устанавливать причины изменений, делать выводы. Дети накапливают чувственный опыт, развивается, внимание, наблюдательность, любознательность; дидактические задания стимулируют их умственные операции, идет быстрое пополнение словарного запаса. Задания надо подбирать разнообразные и в них всегда должны присутствовать игровые элементы тогда они будет способствовать развитию ребенка.
3. Подвижные игры - закрепляют двигательные навыки, умение играть с коллективом, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются нравственные качества.
4. Самостоятельная деятельность детей – находится под контролем воспитателя. Во время самостоятельных игр детей можно проводить индивидуальные игры с детьми, которые нуждаются в этом.
5. Труд - в процессе труда дети становятся более послушными, учатся работать в коллективе. Хорошо продуманная трудовая деятельность увлекает детей, они видят свои возможности и получают радость от результата. Появляются начальные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни
6. Индивидуальная работа – для совершенствования физических навыков.
7. Работа в дневнике наблюдений (после прогулки) - для закрепления всего полученного во время прогулки.
Примерные игры, задания на прогулке :
1. Организационный момент.
Загадка: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?» (Весной)
Сообщается цель прогулки : игра «Самый внимательный» - увидеть как можно больше признаков весны.
2. Игра – наблюдение «Назови примету» Активизация словаря.
Дети с воспитателем проходят по обычному маршруту прогулки (вокруг детского сада, на площадке для игр останавливаются для игры с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку называет слово, например – день. Ребёнок, возвращая мяч - весной день стал длиннее.
Солнце – солнце стало сильнее пригревать.
Небо – небо высокое, чистое
Слова: сосулька, ручей, проталина, верба, ветер, одежда и т. д.
Воспитатель в ходе игры должен заострить внимание на той примете, которая вызвала затруднение, например: проталины – почему они появляются ит. д. Разнообразить игру можно сравнивая данное время года с другим (зимой)
3. Исследовательская деятельность детей: измерить глубину снега, в разных местах (открытых и защищённых) – поговорить с детьми, почему в закрытых местах снега больше и предположить, что появится на том месте, где снег неглубокий. Эта работа должна быть начата зимой.
4. Подвижные игры.
«Весенние тропинки»
Выбирается ведущий, остальные дети строятся за ним. Ведущий ведёт колонну по «тропинкам», используя различные движения. Все остальные должны их повторить. Задача ведущего – разнообразить движения : идти по «глубокому» снегу с высоким подниманием колен, перешагивать через «проталины». Могут быть весё лые задания: смена направления движения, по сигналу, ходьба «в темноте» - спиной вперёд, прыжки на одной ноге, бег змейкой и т. п.
«Волк и зайцы»
Выбирается волк (можно двух волков – усложнение в игре, белочка, остальные – зайцы. Все движения в словах игры, выполняются точно: «Играют в лесу зайчики, серые побегайчики. Скок – скок, скок – скок, прямо на лужок. Волк среди кустов пробирается, тихо – тихо подкрадывается. А зайчики не догадываются, прыгают, весне радуются. Тут пушистая белочка крикнула из – за ё лочки: «Убегайте, зайчики, волк идёт!» Зайцы убегают, волк ловит, белочка следит за тем, чтобы осаленные (пойманные) – отходили в сторону.
5. Труд.
Посыпать песком дорожки на участке малышей, убрать снег с веранды, помочь завести малышей и т. д.
6. Самостоятельные игры детей.
7. Индивидуальная работа:
Ходьба с высоким подниманием колен (Олень)
Широкий приставной шаг (Ходьба по узкому мостику)
Прыжки на месте с поворотом на 180 градусов (Ракета)
Упражнения с мячом.
Перед уходом с прогулки можно поиграть в игру: «Найди свою пару» - воспитатель называет примету пары: встань с девочкой, у которой красные перчатки и т. д.
Или поиграть в игру: «Вспомни» : Ко мне встанет тот, кто вспомнит 2-х зимующих птиц (дни недели, месяцы, времена года, примету весны и т. п.)
7. Работа в дневнике наблюдений: дети отражают наблюдения, игры, впечатления при помощи знаков – символов, которые придуманы совместно в начале года.
Все эти части структуры обязательны в прогулке они делают её более насыщенной и интересной. Выводы: правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.