Лучший педагог года

«Пройдись по Башмаковскому краю!» Конспект занятия в рамках проекта «Дошкольникам о родном крае»

Киселева Наталья Викторовна
«Пройдись по Башмаковскому краю!» Конспект занятия в рамках проекта «Дошкольникам о родном крае»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Колокольчик» р. п. Башмаково

Конспект занятия по проекту «Дошкольникам о родном крае»

на тему

«Пройдись по Башмаковскому краю

Подготовила: Киселева Н. В.

Р. п. Башмаково 2016 г.

Задачи:

Публикация «„Пройдись по Башмаковскому краю!“ Конспект занятия в рамках проекта „Дошкольникам о родном крае“» размещена в разделах

• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей в процессе использования архитектуры в посёлке Башмаково.

• Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

• Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения искусства, архитектурные сооружения.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи -диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие интонационной выразительности речи; умения четко произносить звуки и фразы.

• Обогащение знаний детей об элементах народной архитектуры, танцев Пензенской области (русский, мордовский, татарский, чувашский, а также с элементами национального костюма

Оборудование:

- мультимедийный проектор, экран, компьютер

- видеопрезентация

- аудио аппаратура.

- эскизы народных костюмов Пензенской губернии, образцы ремесленных изделий

- косынки

- ширма и декорации

- фрагменты декораций для ширмы

- макеты архитектурных сооружений

- мягкие модули разной геометрической формы

КЛИП про Родину

Выход воспитателя - заставка, логотип Башмакова

- Здравствуйте, дорогие гости!

Мы живем в 21 веке, но у нас есть наша история, память о прошлом. Наша сегодняшняя встреча посвящается нашему родному краю, - нашему поселку Башмаково и Пензенской области.

Неисчерпаема и богата история Башмакова, страницы ее летописи привлекают созвездием хорошо известных, хрестоматийных имен и калейдоскопом исторических событий, вселяющих чувство гордости за свою малую родину.

А поговорим мы с вами о том, как выглядел наш поселок раньше, какие есть сейчас интересные места в Башмакове, о национальностях проживающих на территории поселка, национальных костюмах и элементах танцев.

О поселке чудесном хотим вам рассказать

О том, где вы живете неплохо бы узнать

Как рос он, развивался, каким красивым стал,

Народов много разных в себе объединял.

С момента основания прошло немало лет,

И вот уже Башмакову 140 лет.

А расказывать я буду не одна - а со своим дружком Антошкой.

Антошка: - А о чем же будем рассказывать?

Воспитатель:О нашем родном поселке!

Антошка: Это мы запросто!

(фото поселка)

Посёлок основан в апреле 1875 года как станционный поселок на Моршанско-Сызранской железной дороге между двумя селами — Колесовка (с севера) и Михайловка (с юга). Назван в честь братьев Александра и Сергея Дмитриевичей Башмаковых, инженеров строительства Моршанской железной дороги.

Поселок имеет компактное расположение. Железная дорога проходит по центру поселка На севере сохранились ряд улиц и строений от села Колесовки, и на юге — от Михайловки. Главная улица ведет к вокзалу.

Воспитатель: Давайте посмотрим несколько фотографий каким поселок был ранее (просмотр слайдов)

У нашего поселка есть свой герб и флаг.

На гербе Башмакова на красном фоне изображен желтый лев держащий стрелу и идущий по железной дороге.

Флаг разработан на основе герба рабочего поселка.

Антошка:

В Башмакове есть памятники архитектуры

•Церковь во имя Михаила Архангела

• комплекс железнодорожных зданий (вокзал, элеватор, водонапорная башня)

• Памятник воинской доблести земляков в годы Великой Отечественной войны.

• 3 археологических памятника — курганные могильники в окрестностях поселка

Воспитатель: В пределах области, несмотря на её небольшую

территорию, проживают представители разных народов. Большую часть

населения составляют русские. Значительные группы-татары,

мордва, чуваши.

Воспитатель: (Фото костюма)

Русский народ отличается богатой культурой, множественными

обычаями и красочным фольклором. Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность.

Антошка:Русский национальный костюм. Издавна основой основ любого русского костюма является длинная рубаха с широкими рукавами. Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины. Помимо понев крестьянки носили сарафаны и юбки. Поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон, Для украшения тканей использовались узорная вышивка. Наиболее распространенные элементы узоров: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики,птицы, кони, олени.

Воспитатель: А что на голове у этой девушки? (ответ детей _ косынка)

Красный платок или косынка. У меня для вас есть сюрприз - есть такие же косынки - давайте их повяжем так же как на картинке! (раздаются косынки, дети завязывают косынку под подбородком)

А теперь давайте выполним элементы русского народного танца, повторяйте все движения за мной.

(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)

Антошка: : Что это был за танец? (ответ детей – русский танец)

Воспитатель: (фото татарского костюма)

О татарах говорили как о чистоплотном, трудолюбивом, народе,

готовым всегда прийти на выручку

А теперь внимание на татарский костюм.

Антоша: Женский костюм состоит из длинной рубахи с длинными рукавами. Низ рубахи и рукава украшались воланами, поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, а низ камзола был украшен золотой тесьмой или мехом. Женщины носили однотонные штаны. Женщины носили украшения, которые были везде: на груди, на руках, на ушах. Мусульманские женщины предпочитали носить передники. Их они надевали сверху рубахи. Часто передники богато украшались вышивкой.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор - калфак. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

И здесь на голове тоже есть платок - давайте попробуем нашу косынку завязать так же (завязывают сзади поверх косынки)

И уже заиграла татарская народная музыка и зовет нас в танец!

(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)

Воспитатель: (фото мордовского кастюма)

Мордовский народ отличался миролюбием, добротой, гостеприимством, упорством в достижении цели, почитанием старших, крепостью семейных связей. Народ делится на две основные языковые группы:мордва-мокша и мордва-эрзя,они имеют различие в языке и костюмах.

Давайте посмотрим дальше! - а это что за костюм? (показ)

Антошка: Да, это мордовский народный костюм. Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным шерстяным поясом с кисточками на концах.. Поверх рубахи эрзянки надевали нагрудные и поясные украшения. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах. Каждая из них была короче другой и открывала вышивку на нижней рубахе. У мокши рубаха дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами. головные уборы у женщин называвшиеся панга— представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец и платков.

Воспитатель: И здесь красный платок! Давайте и наши косынки по-другому завяжем (завязывается сзади под косынкой)

Нас ждет мордовский народный танец. Повторяйте все за мной!

(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)

Воспитатель: основными чертами чувашей являются: развитое чувство патриотизма, доверие к своим сородичам, признание равенства всех перед законом, чтение традиций, не конфликтность и миролюбие.

Антошка: В основе чувашского женского костюма лежит рубаха – и штаны с широким шагом. Рубаха богата украшалась вышивкой. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы. Чувашские женщины носили разного рода платки.

Воспитатель:Что за головной убор?

И здесь есть платок! Завяжем платок по-другому (завязывают косынку со складкой по лбу и вокруг шеи)

И теперь танцуем чувашский народный танец!

(играет музыка идет показ движений - и одновременный повтор движений детьми)

Антошка- у нашего поселка есть новые постройки?

Воспитатель: Да конечно, давайте попробуем отгадать, о каком здании нашего поселка идет речь?

Ребенок:

Он заполняется водой

В него прыгают гурьбой

Чтоб в нем плавать и купаться

И весело весь день плескаться. (Бассейн)

Ребенок:

В поселке Башмаково, 17 июля 2009 г. открылся бассейн «Чайка». На первом этаже здания расположены бытовые помещения, зал бассейна на четыре дорожки., кабинет врача, лаборатория, раздевалки, душевые и буфет. На втором – массажный кабинет, радиоузел, зал для подготовительных занятий с раздевалками, душевыми и санузлами, трибуны на 82 места.

Ребенок:

Будешь часто там бывать,

Край любимый будешь знать.

Ждет всегда своих друзей,

Краеведческий музей!

Ребенок:

Музей был открыт 26 июля 2003 г к 75-летию Башмаковского района. Расположен музей по улице 50 лет ВЛКСМ. Музей посвященный истории и природным особенностям края. Кроме того, музей уделяет большое внимание героическому прошлому нашей страны в период Великой Отечественной войны. В его выставки вошла коллекция фотографий, открыток и рисунков военных лет,предметов быта и различные выставки умельцев Башмакова.

Ребенок:

Есть у нас в районе ФОК

Посещай его дружок

Он для сильных и для ловких,

В нем проходят тренеровки.

Только он не «ГАЗОВИК»

Называется «РОДНИК»

Ребенок: Фок был открыт 17 апреля 2005 г. Внутри расположен игровой зал предназначенный для игр в волейбол, баскетбол, легкой атлетике, внизу расположены раздевалки женские,мужские,душевые,санузлы. Имеются трибуны на 160 мест. Занятия проходят для детей и взрослых.

Ребенок:

Стадион к себе зовёт

Рядом в трубах газ идёт

Отгадайте в один миг

Стадион наш «ГАЗОВИК»

Ребенок:

Открытие спортивного стадиона «Газовик» состоялось 24 сентября 2008 г. Стадион имеет две беговые дорожки по кругу, две ямы для прыжков в длину, площадка для игр в большой теннис. Имеется две трибуны. электронное табло, громкоговорители.

Ребенок:

Здесь с жених с невестою гуляют

Все их гости поздравляют

И желают счастья им

Влюблённым молодым.

(Аллея молодожен).

Ребенок:

12 июня 2014г, в День России, в центре Башмакова была открыта Аллея молодоженов. Она включает в себя красивые кованые элементы, камень любви и верности, садовые фонари, скамейки, беседку.

Ребенок:

Этот дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола. (Храм)

Ребенок: Храм ПокрОва Пресвятой Богородицы, деревянный, однопрестольный. Построен в 1901г. и освящен 27 мая того же года.

Ребенок: Кто отличился больше всех

В их жизни есть всегда успех

Здесь гордо должен восседать

Достойно её украшать (Доска почёта)

Воспитатель:В День России,12 июня или в канун празднования Дня России традиционно каждый год в Башмаково открывается Доска Почета. Занесение на Доску Почета является общественным признанием за особые достижения в сельском хозяйстве, образовании, медицине, культуре, искусстве, физической культуре и спорте и за активное участие в общественной жизни района.

Ребенок:

Наш детский садик знаменитый.

Мы в этом садике живём

Как его мы назовём

(КОЛОКОЛЬЧИК)

Антошка: Я вам расскажу про наш садик!

Детский сад «Колокольчик» открыт с 1971 года. Микрорайон газопровода, в котором расположен детский сад, находится на окраине п. г. т. Башмаково, где проживает достаточно большое количество жителей. В детском саду открыты 4 группы в настоящее время детский сад посещают 104 ребенка.

Антошка: А много ли детей в нашем поселке? И любят ли они свой поселок?

Воспитатель: А тебе это зачем?

Антошка: А есть ли у нашего поселка будущее?

Воспитатель: Конечно есть! Вот они – и это только небольшая часть – и здесь будущие поэты, историки, строители, учителя, бизнесмены, которые будут продолжать развивать наш поселок и прославлять его по всей России!

Антошка: Хотелось бы посмотреть их в деле.

Воспитатель :Дети воссоздайте наш микрорайон газпровода на территории которого находится наш детский сад с помощью моделей которые вы предварительно изготовили с родителями.

Воспитатель: :Вот как точно воссоздали наш микрорайон сейчас вы побывали в роли настоящих архитекторов. Молодцы. Антоша похож?

Воспитатель :И сейчас я всем гостям хочу предложить признаться в любви к нашему поселку

Антоша:Это как?

Воспитатель: Настоящей кричалкой про любовь к поселку!

Всему свету говорю –Башмаково я тебя люблю!

Без стыда признаюсь я - Башмаково –Родина моя!

Не столица, ну и пусть! Башмаково – я тобой горжусь!

Люди улыбайтесь шире - Башмаково - лучший поселок в мире!

Мир прекрасен,так и знай! Башмаково – самый лучший край!

Сердце навсегда с тобой, Башмаково - поселок мой родной!

Воспитатель: А сейчас мы все вместе споем песню про наше родное Башмаково

Песня «Родное Башмаково

Финальные слова

Воспитатель:

Городов в России множество красивых,

И у каждого, друзья, есть история своя,

Есть известные места, есть герои –как всегда.

И не важно стар иль молод

Стыдно не любить свой город

Ведь и сердцем и душой

Башмаково – мы всегда с тобой!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В медвежьем краю» Программное содержание: воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру. Вызвать желание общаться с природой,оказывать посильную помощь.

Единый Всекубанский классный час «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Здесь край родной. Здесь я живу!» Цель: - привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края;.

Интегрированное занятие в средней группе «Путешествие по родному краю» Програмное содержание образовательных областей. 1. Окружающий мир : -закрепить знания детей о флаге,гербе Татарана и России,уметь различать.

Конспект НОД «Осень в нашем краю» .

Конспект экологического занятия «Путешествие Почемучки по родному краю» Экологическое занятие «Путешествие Почемучек по родному краю» (для детей старшей подготовительной группы 6-7 лет) (разработала воспитатель.

План-конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по Самарскому краю» Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: - расширить и углубить знания детей.

Покровская ярмарка в казачьем краю. Действующие лица: Взрослые :Ведущая казачка, Аксинья Петровна, Осень, дед Щукарь. Под весёлую музыку дети проходят в зал. Выходит казачка.

Проект «Любовь к родному краю» проект "любовь к родному краю". Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным.

Путешествуя по родному краю «Невьянская башня».Путешествуя по родному краю «Невьянская башня». Путешествие в Невьянск! Я много слышала и читала о Невьянской наклонной башне Демидовых. Очень, очень хотелось посмотреть на нее, прикоснуться.

Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитание любви к родному краю у дошкольников В данное время стала актуальной проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Дошкольное детство – важнейший период становления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пройдись по Башмаковскому краю!» Конспект занятия в рамках проекта «Дошкольникам о родном крае»
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 23:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД