лилия гринькова
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни и требованиям охраны труда
▼ Скачать + Заказать документы
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
Введение
Высшим творением природы, называют человека. Но для этого он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию : быть здоровым. Обычно, молодые люди не склонны всерьёз задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслуженны. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.
Публикация «Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни и требованиям охраны труда» размещена в разделах
Все большую популярность в настоящее время приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии заболеваний органов пищеварения, приводит к ожирению.
Ожирением страдает каждый десятый ребенок и это особенно тревожно. Как показали исследования психологов, основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах является слабое здоровье или физические недостатки. Поэтому гимнастика, физические упражнения, ходьба, бег и т. д. должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь.
1. Общее представление о здоровом образе жизни
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на
него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне
отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических
требований режима дня, режима питания, учебного процесса, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, отягчённая или неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения и др.
Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам
является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что
состояние здоровья человека больше всего на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%, наследственность (20%, медицину (10%) (т. е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в здоровом образе жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти. Однако в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья : правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен: а) хотеть это делать; б) знать, как правильно это делать; в) умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система физического воспитания подрастающих поколений.
Для правильной и эффективной организации здорового образа жизни необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия:достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим труда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни - ЗОЖ.
Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Стиль ЗОЖ определен личностно-мотивационными особенностями,
возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по
сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить
следующие основные компоненты:
• осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм
физкультурной активности;
• целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков
охраны здоровья;
• использование естественных природных факторов в укреплении
здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
• активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
• деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека
и общества.
Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку
способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы,
потребности, возможности и связь с учебной, профессиональной и бытовой
деятельностью.
Таким образом, здоровый образ жизни представляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок. По поводу необходимости определённых ограничений уместно сослаться на слова известного американского писателя Марка Твена, который писал: «Единственный способ сохранить своё здоровье - есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится». Но всё-таки ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и достаточная по объёму и интенсивности двигательная активность. «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна», писал на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) в книге: «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья». Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека неодинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.
Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья. Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни, ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены: суточного режима,
ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и строгом выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для плодотворной работы и качественного восстановления сил.
Мощным оздоровительным средством ЗОЖ является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2—4 раза, а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает на организм общеукрепляющее воздействие, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков. Алкоголь, наркотики, курение — злейшие враги человека, главная причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни людей.
Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.
В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трё х уровнях:
-социальный: пропаганда, информационно – просветительская работа;
инфраструктурный: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактические учреждения, экологический контроль;
личностный: система личностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Можно с уверенностью сказать, что формирование здорового уровня жизни является сложным процессом, действующим на нескольких уровнях человеческого развития и бытия.
Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций.
Однако оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении
самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного
человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности. Многие люди живут по моде. Мода - это не только форма причёски. Мода- это и особенности поведения, которого придерживается значительная часть общества. Следовательно, полне уместно говорить и о моде на образ жизни. Мода начинает распространяться тогда, когда процент её последователей достигает некоторого критического уровня. Важнейшей задачей настоящего времени является создание моды на здоровье, здоровый образ жизни. При этом следует учитывать то, что легче усваиваются те формы поведения, которые в той или иной степени связаны с биологическими потребностями организма. Одной из таких потребностей у человека является потребность в двигательной активности,особенно ярко проявляемая в детском возрасте. Здесь и должны закладываться основы ЗОЖ и мода на такой стиль жизни.
Поэтому здоровый образ жизни, основой которого является режим ограничений и режим нагрузок, должен занять ведущее место в арсенале современных профилактических средств. Наступит время, когда дозированная двигательная активность прописываться будет каждым врачом так же, как в настоящее время назначается медикаментозное лечение.
2. Пропаганда здорового образа жизни
Посредством воспитательного воздействия и пропаганды, развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать. Пропаганда ЗОЖ собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества. Основными направлениями системы пропаганды здорового образа жизни явлюются :
-гигиеническая подготовка общеобразовательного обучения;
-гигиеническая подготовка населения в процессе производственного обучения;
-факультативная гигиеническая подготовка специальным назначением;
-массовые санитарно – просветительные мероприятия.
Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, не ограничивают себя в еде, курят. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.
Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены потому, что ребенок быстро теряет интерес к этому.
При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его умственное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка. Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы. Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод – можно все. С этим нужно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.
Основными формами пропаганды здорового образа жизни являются :
-занятия типа урока в рамках учебной программы, инструктажи, консультации, лекции;
-отдельные кинопоказы, тематические кинодекадники, кинофестивали, театрально – зрелищная пропаганда;
-курсовые и семинарские занятия, цикловые лекции, заочно – очное обучение
-цикловые и эпизодические публикации в прессе, ро=адио и телепередачи, кинопропаганда;
-народные университеты и факультеты здорового браза жизни, цикловые лекции и беседы.
При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и
комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.
Существует весьма распространенное мнение, что задача детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отрицать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота» «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
Каждый человек хочет быть здоровым. Но что такое здоровье? Как можно его измерить? И является ли состояние, «когда ничего не болит», здоровьем? Чаще всего мы начинаем задумываться над состоянием своего здоровья тогда, когда чувствуем какое-то недомогание, то есть тогда, когда наш организм перестает идеально выполнять свои функции. До этого момента большинство людей не обращают внимание на этот бесценный дар.
Очевидно, что улучшение нормального физического состояния детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием, через привитие соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни, создание мотивационного поведения направленного на «конструирование» собственного физического и духовного благополучия. Важным показателем является сформированности у них умения «комфортно» себя чувствовать и в условиях процесса получения знаний, и в социально-бытовых условиях: быть физически, социально и психологически защищенными при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Наиболее разрушительны для организма психологические и эмоциональные стрессы, возникающие из-за перегрузок и обид. Одна из основных задач педагога - сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом уже в дошкольном возрасте.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда начинать? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время понятие здоровье включает в себя нравственное и духовное благополучие.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства сохранения состояния полного физического, психического и социального благополучия.
Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.
Поэтому важно:
1. Сформировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
2. Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
3. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Существуют основные приемы здоровьесбережения :
1. Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
2. Внимание: на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.
3. Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения : отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятиям физкультурой, прогулкам, правильному рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, созданию условий для полноценного сна, закаливанию, психологической закалки.
На участке ДОУ желательно оборудовать зоны подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий»
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Правила личной гигиены – это не что иное, как своеобразный свод требований, соблюдение которых способствует как раз и обеспечивает здоровый образ жизни, отсутствие проблем со здоровьем.
Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням.
Использование естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
Психическая закалка: стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказании. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :
- формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для здоровья.
В завершении о пропаганде ЗОЖ необходимо подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения – адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны.
Список литературы:
1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. : КноРус, 2011
2. Холодов Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. - М. : Академия, 2005
3. Матвеев А. П. Методика физического воспитания с основами теории. - М. : Просвещение, 2001
4. Михайлов В. В. Путь к физическому совершенству. - М. : Физкультура и спорт, 1989
5. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания. - М. : Просвещение, 1988
6. Головина В. А. Физическое воспитание. - М. : Высшая школа, 1983
7. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М. : Просвещение, 1979
8. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - М. : Физкультура и спорт, 1978