Пропедевтическая работа в раннем возрасте

Елена Романова
Пропедевтическая работа в раннем возрасте

Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. По временным рамкам определяется периодом от 1 года до 3 лет.Для этого времени характерны: развитие понимания речи, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью.

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью, которое открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. В середине второго года происходит увеличение объема словаря и повышается интерес ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает.Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать пред-мет и значит произнести своё слово. В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребёнком речевую задачу,которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести определённое слово. Уровень развития речи ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Чем раньше начата активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Пропедевтическая роль коррекционной работы учителя-логопеда проявляется в подготовке детей раннего возраста к овладению знаниями, навыками и умениями для дальнейшего вхождения в общеобразовательный процесс.

Работа по логопедической пропедевтике детей раннего возрастапроводится по следующим направлениям:

-развитие подвижности артикуляционного аппарата и фонационного дыхания;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие слухового внимания;

-обогащение словаря ребенка.

Игры и упражнения по логопедической пропедевтике детей раннего возраста включаются во время проведения индивидуальной и подгрупповой работы, в режимные моменты, как рекомендации родителям для занятий с детьми дома.

Работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Первое, что делают дети - это учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме с использованием несложных движений речевого аппарата. «Гимнастика язычка» проводится не только логопедом, но и воспитателем и родителями дома.

Все задания и упражнения предлагаются в игровой, непринуждённой форме, давая возможность выполнить задание по образцу, копируя действия взрослого. На первом этапе работы речевой отклик ребёнка необязателен. Ребёнок участвует в диалоге со взрослым любым доступным способом: жестом, мимикой, действием. Материал для работы (игрушки, картинки) можно использовать многократно и вариативно. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со взрослым, малыш учится звукоподражанию и отражённо повторять 2- 3 лёгких слова. Большое значение при формировании общих речевых навыков, прежде всего имеет развитие диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Упражнения по развитию моторики рук включаются во все режимные моменты в стихотворной форме и сопровождаются простыми, понятными для возрастного периода действиями. Развитие слухового внимания целесообразнее начинать с игры на музыкальных инструментах. На занятиях речь детей поднимается от уровня звукоподражаний до первых слов, что способствует обогащению активного словаря и увеличению пассивного словаря. Уменьшение количества жестикуляции в поведении, говорит о развитии речевой функции данного возраста, чему важно помогать, активизируя речь детей.

Приемы, использующиеся для активизации речи детей раннего возраста:

1. Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком.

2. Выполнение действий с предметом по образцу и самостоятельно.

3. Просьбы, поручения. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

4. Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы ребенок мог слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, соотносить их с предметным миром, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого —и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.

5. Вопросы — ответы.Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого.

6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий. Этот прием способствует формированию стереотипов поведения.

Огромное значение для становления речи ребенка имеет социальная среда и роль взрослого. Для детей раннего возраста положительная оценка их деятельности является стимулом к взаимодействию. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений помогут поддержать интерес детей к занятиям. Поэтому необходимо отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. а в случае неудачи, не акцентировать на ней внимание. Так же особые требования предъявляются к речи учителя-логопеда и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи по стимуляции речевой активности, формированию речевых умений и навыков детей. Пропедевтическая работа с детьми раннего возраста позволяет максимально рано выявить детей с задержкой речевого развития, а также сократить время между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

Публикации по теме:

Ознакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 летОзнакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 лет Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка по окружающиму миру в первой младшей группе: «Ознакомление детей в возрасте 2 – 3 года.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Пропедевтическая работа в раннем возрасте
Опубликовано: 28 октября 2020 в 00:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Фотоотчёт о подготовке к фото конкурсу «Вместе с мамой»
Фото - конкурс «Вместе с мамой» проводится в рамках окружного конкурса рисунка и прикладного творчества, посвящённого Дню Матери «Мамочка милая, мама...
Мастер-класс поздравительной открытки для любимой мамочки к Дню матери
Мастер-класс поздравительной открытки для любимой мамочки к дню матери. Цель: вызвать у детей желание сделать красивую открытку в форме кружки в...
Праздник русской деревянной ложки. Ансамбль воспитателей в детском саду «Ложкари»
Праздник русской деревянной ложки ( мероприятие для воспитанников старшей и подготовительной гр) Цель: знакомство воспитанников с историей русской...