Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников

Инесса Ефимова
Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников

Пропедевтика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, ведь уже тогда у некоторых детей возникают проблемы с усвоением графем, различением букв, сходных оптически. Эти дети смешивают буквы, заменяют, придают им вид зеркального отражения. А так как в работе по коррекции смешения письменных и печатных букв много общих моментов, эта работа просто необходима еще и для предупреждения ошибок по смешению букв при овладении письмом и чтением. Предлагаю методы логопедической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников со зрительно-пространственными нарушениями. Считаю, что при правильно организованной системе коррекционно-логопедической работы у детей с нарушениями зрительно-пространственных функций удастся предупредить возникновение оптической дисграфии.

В настоящее время сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования письма, нарушения или несформированность которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей.

Первой предпосылкой является сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение речью, способность к аналитико-синтетической деятельности.

Вторая предпосылка — формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо - пространственного гнозиса, пространственных ощущений, знания и ощущения схемы тела, право/лево.

Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т. е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др.

Четвертая предпосылка — формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.

Пятой предпосылкой является сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль над действиями, намерения, мотивы поведения.

Несформированность описанных предпосылок, а также и любой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию или дислексию.

Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.

Оптическая дисграфия может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем развития устной речи. В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме, о величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии. Причём ошибки встречаются как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей, имеющих нарушения речи.

В соответствии с признаками, по которыми различаются сходные по начертанию буквы (г п т р; и ш ц щ; д в з у б, неточность в их изображении может выражаться в следующем:

1. В не дописывании элементов букв, что связано с недочетом их количества (и вместо ш, л вместо м, и вместо у).

2. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможным видоизменением самих элементов (в вместо д, б вместо д, включая и зеркальное изображение букв (с,) .

3. В добавлении лишних элементов: (ш вместо и, четыре палочки у ш или щ и т. п.).

4. В написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква н может быть заменена на к, ч на г, буква з на у и т. п.

Итак, при оптической дисграфии наблюдаются трудности в написании букв, замены, искажение букв. В основе оптической дисграфии лежат трудности зрительно-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушение зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

В русском алфавите существует очень много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв:

а) группы букв, состоящих из одних и тех же элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И, Ь-Р, и др.)

б) группы букв, отличающихся друг от друга каким либо элементом (Ь-Ы, З-В, Р-В, А-Л)

По своим начертаниям любая буква может быть разной: большой и маленькой, заостренной, округлой. Буква зависит от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Для точного различения графически сходных букв важен высокий уровень сформированности зрительного анализа и синтеза. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребенка.

Формирование зрительно-пространственных представлений

у старших дошкольников и младших школьников

проводится по нескольким направлениям.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса детям предлагаются следующие задания:

1. Назвать недорисованные предметы.

2. Назвать перечеркнутые изображения.

3. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

4. Определить, что неправильно нарисовал художник.

5. Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающиеся по величине.

6. Подбор картинок к определенному цветовому фону.

7. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами.

8. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному изображению, второе представляет собой его зеркальное отражение.

9. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

10. Составление разрезанных на части картинок.

2. Формирование буквенного гнозиса

В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагались следующие задания:

1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).

2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, б, в, г, д.

3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку.

4. Определить букву в неправильном положении.

5. Обвести контурные изображения букв.

6. Дописать букву.

7. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать):

8. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.

9. Реконструирование букв.

3. Развитие зрительной памяти.

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

1. Запомнить 4—5 картинок, а затем найти их среди других 8-10.

2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5, а затем выбрать их среди других (8—10).

3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

4. Игра "Чего не стало?" На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

5. Игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4—5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность. Затем незаметно меняет их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.

6. Разложить на столе перед ребенком палочки, из которых сделать какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросить ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение нескольких секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить сложить так же.

4. Формирование пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Виды заданий:

1. Дается задание поднять правую руку и назвать ее.

2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то логопед называет ее сам, а дети повторяют.

3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

5. Дифференциация оптически сходных букв

Проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв, а также по определению пространственного соотношения элементов графических изображений и букв. Одновременно проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами.

Задания

а) Найти букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных букв:

ла лм ао бд вр вз

ьы пт вб гб ге ХЖ

кх ду щц ин ПН иц

б) Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременного показа.

в) Сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти):

г) Сконструировать буквы из предъявленных элементов.

д) Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы. Предлагается сделать из буквы В букву Р, из П— Н, из Ь — В и т. д.

е) Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П- Н, П- И, И- Н, Г- Т. Проводится работа по уточнению зрительных образов букв.

На дифференциацию оптически сходных букв мною разработаны карточки – рабочие листки. Пример рабочих листков на дифференциацию букв Ш – Щ и на буквы И – У привожу ниже (хорошо скопировать не получилось).

Найди неправильно написанные буквы, зачеркни их:

щ ш

III Ш

Щ Щ щ

ш щ Ш

Найди букву в тексте,

обведи: ш - кружком, щ - треугольником

Миша и Паша – хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними был щенок. В роще щеглы. Они щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Отметь знаком + элементы,

необходимые буквам И, У:

И I / _ I \ +

У I V / - I +

Найди буквы в тексте, обведи:

И - кружком, У - квадратом

Старикам опорой будь,

Малышей не дай в обиду,

Уступай больному путь

И скамейку инвалиду.

Учитель-логопед Ефимова И. Ю.

Публикации по теме:

Ритмы здоровья дошкольников и младших школьников Состояние любого живого организма на нашей планете меняется: в течение суток, день ото дня, из месяца в месяц и год от года. Такие колебания.

Интелектуальная игра: «Я познаю мир» для младших школьников. Дети входят в зал под музыку Г. Гладкова "Ужасно интересно всё то,что неизвестно" из мультфильма " 38 попугаев",усаживаются за два стола.

Консультация для педагогов «Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений речи дошкольников» Для наиболее эффективной работы над профилактикой и коррекцией речевых нарушений, развитием двигательных навыков у детей, кроме основных.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт)Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт) Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников "Синичкин день" (фотоотчёт) В начале ноября.

Сценарий новогоднего утренника для дошкольников и младших школьников «Однажды под Новый год» Фанфары Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Низкий вам поклон со всех четырех сторон. Здравствуйте, девчушки, Серьезные и хохотушки.

Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих.

Нарушение письменной речи у младших школьников Речь - это одна из важных высших психических функций человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Письменная речь - одна из видов.

Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411 г. Новосибирска Власенко Наталья Павловна Модернизация.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 23:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Однажды на прогулке»
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать вам о случае, который произошёл с нами на прогулке. Мы живём в...
Фотоотчет «Встречаем Новый год»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает...
Конспект ООД по лепке для детей первой младшей группы «Угощение для мишки»
Программные задачи: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу лепки - закреплять умение раскатывать...
Фотоотчёт о досуге совместно с родителями ДОУ «Рождественские колядки»
Наша цель возрождать русские традиции совместно с родителями. У нас в ДОУ прошли Рождественские колядки. В досуге принимали участие родители всех возрастных...
Справка по результатам персонального контроля воспитателя ДОУ «Речевое развитие...
План-задание Тема: «Речевое развитие дошкольников» Цель: построение эффективной работы с дошкольниками по развитию речи. Основание проверки: план работы...