Светлана Нечаева
Пространственная среда в ДОУ, как эффективное средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
Актуальность. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Организация современной физкультурно-игровой среды в условиях детского сада позволит обеспечить оптимальную двигательную активность каждого ребенка, что будет способствовать укреплению его здоровья. Быть здоровым – естественное стремление человека.
Публикация «Пространственная среда в ДОУ, как эффективное средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2018
Цель: создать рациональную среду, направленную на укрепление здоровья растущего организма.
Задачи:
- воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
- развивать основные физические способности (силу, быстроту, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
- совершенствовать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств;
- формировать осознанные представления о необходимости заботиться о своем здоровье;
- создание оптимального режима двигательной деятельности, обеспечивающего гигиену нервной системы, комфортного самочувствия, физическое развитие детей дошкольного возраста.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ должны быть созданы следующие условия:
Условия
1. Бассейн
2. Спортивно-музыкальный зал
3. Спортивная площадка – мини-стадион
4. Двигательные уголки в группах
Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу
Спортивная работа
Утренняя гимнастика
Коррегирующая гимнастика после сна
Спортивные игры
Спортивные досуги, праздники
Подвижные, народные игры на прогулке
Занятия в бассейне
Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы
Оздоровительная работа
Дыхательная гимнастика
Коррегирующая гимнастика (плоскостопие, осанка)
Витаминизация
Точечный массаж
Полоскание горла травами
Фитотерапия, аромотерапия
Ингаляции
Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей, на активизацию эмоционального тонуса, формирование морально-эстетических качеств.
Физкультурные занятия
Сюжетные
Игровые
Прогулка – поход
Эстафеты-соревнования
Забочусь о своем здоровье
Занятия – тренировка
Для организации здоровьесберегающей среды важно использовать ведущие принципы:
Принцип дистанции
Принцип активности
Принцип стабильности-динамичности
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Принцип открытости – закрытости
Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними не посильные задачи. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский, т. е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, но «работает» на развитие).
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Для достижения оздоровительного и развивающего воздействия можно использовать имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность, фантазию и «золотые руки» воспитателя.
Коврики для массажа стоп, веревки разной толщины;
Султанчики, мешочки для метания;
Флажки, разноцветные ленточки;
Ребристые коврики, ленточки разной длины.
Младшие группы детского сада. Возраст от 2 до 4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка.
У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно иметь: сюжетные шапочки, платочки, султанчики и др. Для малышей надо иметь два-три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров – эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Хорошо, если в группе есть один – два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок).
Средняя группа детского сада. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Предметно – пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста.
Выросли физические возможности детей : движения их стали более координированными. Уверенными, разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении.
Предметно – пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств – чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2–4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.
Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс. Разместить его можно в углу групповой комнаты, дополнив большим поролоновым матом.
Можно создать в группе «дорожку движения», или «Физкультурную тропу», - трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. Например: пропрыгать из круга в круг, 5 раз присесть, пройти два метра на четвереньках и т. п.
Задания надо периодически менять, подбирая не совсем обычные упражнения для стимулирования интереса и желания выполнить их, «тропы» прокладывать там, где дети не помешают другим играющим.
Старшая группа детского сада. При переходе ребенка в старшую группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддерживать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.
К старшему дошкольному возрасту повышаются координированность и ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропостранства.
Следует помнить, что позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины – это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобрети спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, мишени и шарики для бросания и т. п.). Также следует предусмотреть возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу. Естественно, для этого потребуются коврики или напольные подушечки.
Совместная проектная деятельность родителей с детьми
Мало создать условия в дошкольном учреждении, необходимо продолжать работу в семье. Самое главное, чтобы родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой.
С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания могут быть проекты:
«Спортивная семья», «Мой выходной день», «Мои летние выходные», «Мои зимние выходные»
Вывод:
Таким образом, физкультурно-игровая среда способствует оптимизации самочувствия и здоровья ребенка, активизирует эмоциональный тонус, формирует морально-эстетические качества, устанавливает и утверждает чувство уверенности в себе, оказывает влияние на мироощущение и свободу, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.