Простые опыты с детьми дошкольного возраста

Богомолова Олеся
Простые опыты с детьми дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА

ПРОСТЫЕ ОПЫТЫ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОЗДУХ И ВОДА, СНЕГ И ЛЁД, ПЕСОК И ГЛИНА

Составила: воспитатель

первой квалификационной

категории Богомолова О. Ю.

ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ ВОЗДУХА

Цель Содержание Вывод

1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен. 1. Взять пустой стакан, на дно положить полоску бумаги; банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.

2. Аналогично опускать стакан в банку с водой, но не прямо, а немножко наклонив. Наблюдать за появлением пузырей воздуха. В стакан вода не попадает, т. к. в нём есть воздух, который не пускает воду.

Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

2. Подвести детей к пониманию т ого, что воздух во всём. 1. Взять стакан воды и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и дуть в неё.

2. Взять комок почвы и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

3. Взять сухой камень (небольшой) и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением воздуха.

4. Взять кусочек поролона и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха. Человек вдыхает и выдыхает воздух.

В почве есть воздух.

В камне есть воздух.

В поролоне есть воздух.

3. Подвести детей к пониманию того, что воздух лёгкий. 1. Предложить надуть воздушные шарики, мыльные пузыри, поиграть с ними.

2. Взять игрушки, надутые воздухом, и опустить в таз с водой.

3. Взять весы,два стакана: один с водой, другой с воздухом. Сравнить на весах. Шарики,мыльные пузыри легко летают: воздух лёгкий.

Игрушка не тонет – воздух легче воды.

Воздух легче воды.

4. Подвести детей к тому, что воздух имеет вес. 1. Взять палку длинной около 60 см, на её середине закрепить верёвочку, к обоим концам палки привязать 2 одинаковых воздушных шарика. Подвесить палочку на верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении.

2. Проткнуть острым предметом один из шаров. Потом проткнуть второй шар.

Шар без воздуха стал легче.

Восстановится равновесие.

5. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает тёплым и холодным: тёплый – лёгкий, холодный – тяжёлый. Взять две свечи. (Проводить опыт в холодную погоду) Приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну свечу внизу, другую – вверх образовавшейся щели. Определить направление свечи.

Пламя нижней свечи направлено внутрь комнаты; холодный воздух идёт по низу. Пламя верхней – наружу; тёплый, лёгкий воздух идёт поверху.

6. Дать детям понятие о движении воздуха. 1. Взять мисочки с водой для каждого ребёнка. В каждой мисочке своё «море»: красное, чёрное, жёлтое (вода, подкрашенная акварельными красками). Дети дуют на воду – получаются «волны».

2. Пустить парусные кораблики по воде. Дети дуют на паруса – кораблики плывут.

3. Сделать с детьми веер из бумаги, которым они машут над водой.

4. Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги ил лёгкой ткани. Батареи тёплые. Надо приоткрыть форточку. Под действием воздуха на воде образуются «волны».

Поток воздуха движет кораблик.

Под действием движения воздуха на воде образуются волны.

Тёплый воздух от батареи поднимается вверх, холодный от открытой форточки опускается вниз. Холодный и тёплый воздух встретятся (воздух движется, полоски бумаги начнут двигаться.

7. Дать детям понятие о загрязнении воздуха. Зажечь свечу. Взять стекло или фарфоровую чашку и поддержать над пламенем свечи. Предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.

ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ ВОДЫ

Цель Содержание Вывод

1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплой, горячей, холодной. 1. Во время мытья рук изменить температуру воды.

2. Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить, какая вода (она не должна быть слишком горячей). Вода может быть холодной, тёплой, горячей.

2. Подвести детей к тому, что вода прозрачная.Взять два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана опустить монетку или камушек. В стакане с водой камушек виден – вода прозрачная. В стакане с молоком камушка не видно – молоко непрозрачное.

3. Подвести детей к пониманию того, что воды не имеет вкуса. 1. Сравнить на вкус воду, молоко, сок.

2. Взять два стакана с водой. Попробовать воду. Затем положить в стакан сахарный песок, в другой – соль.

Вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.

4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. Сравнить запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов. Вода не имеет запаха.

5. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь. Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твёрдый предмет (кубик, переместить предмет из одного сосуда в другой. Вода жидкая – течёт.

6. Подвести детей к тому, что в воде одни вещества растворяются, а другие – нет. Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой – сахарный. Размешать. (Можно использовать соль, шипучие таблетки – витамины, твёрдые предметы, акварельные краски). Сахарного песка не видно –растворился в воде, речной песок опустился на дно стакана – не растворился.

7. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1. Взять деревянный кубик, определить форму, меня место его расположения (на руке, в стакане, на тарелке).

2. Налить воду в сосуды разной формы. Форма кубика не меняется.

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Жидкая вода не имеет формы.

8. Подвести детей к пониманию трёх состояний.Взять три колбочки с водой: одну поместить в морозильную камеру ил вынести на мороз, вторую оставить в группе, третью подержать над спиртовкой. В первой – лёд, во второй – вода, а в третьей – пар.

9. Подвести детей к тому, что вода испаряется. 1. Налить в неглубокую мисочку воды (лучше подкрашенной) и оставить на несколько дней. Следы краски останутся на стенках посуды, и будут указывать на изменении уровня воды.

2.Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в тёплом и в холодном.

3. Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинаковых условиях.

4. Растворить в стакане с водой соль и сахар и оставить на некоторое время.

5. Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух. Вода постепенно испаряется.

Вода в тёплом месте испарится быстрее, чем в холодном.

Вода испарится быстрее из мелкой мисочки.

Вода испарится, на дне стакана останутся следы соли и сахара.

На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа растения.

ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ СНЕГА И ЛЬДА

Цель Содержание Вывод

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. Принести снег и лёд в помещение. Снег и лёд в тёплом помещении превращаются в воду.

2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Взять горсть снега и положить на ладонь, затем – на ладонь в варежке. Снег тает.

3. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить им слепить снежки. Лепить влажный снег. Влажный снег бывает при слабом морозе.

4. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. Вода замёрзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замёрзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода.

5. Дать детям понятие о загрязнении снега и воды. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан.На бумажном фильтре останутся следы: снег грязный.

ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ ПЕСКА И ГЛИНЫ

Цель Содержание Вывод

Познакомить детей со свойствами снега. 1. Взять стакан с песком и глиной. Предложить высыпать из стакана песок и глину. Песок – рыхлый, сыпучий. Глина слипается комочками, твёрдая.

2. Взять палочку и попробовать «посадить» её в стаканчики с песком и глиной поочерёдно. Затем добавить воды.

В сухой песок палочка вошла легко – песок рыхлый. В сухую глину палочка вошла трудно – глина твёрдая. В сырую палочка входит легче.

3.Взять два стакана: один – с песком, другой – с глиной. Налить в оба стакана воды.

В стакане с песком вода быстро просочилась: частички песка расположены отдельно друг от друга. В стакане с глиной вода медленно впитывается,часть воды осталась сверху: частички глины слиплись.

4. Предложить детям слепить шарики, «колбаску» из сухой, а потом - из влажной глины. Сухая глина не формуется, влажная - хорошо формуется.

5. Предложить детям слепить шарики из сухого песка, затем – из сырого.

Сухой песок не формуется; из сырого песка изделия формуются, но получаются непрочными

6. Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.

Песчаные шарики распадутся – песок рыхлый; глиняные шарики станут сухими и крепкими – глина твёрдая.

7. Посадить в стаканчики с песком и глиной семена фасоли.

В песке семя прорастёт быстрее: песок рыхлый, легко проходят вода, воздух. В глине –медленнее: плохо проходят вода, воздух.

8. Взять увеличительное стекло и рассмотреть, из чего состоят песок и глина. Сравнить.

Песок – из очень мелких песчинок круглой формы; они расположены отдельно друг от друга.

Глина – мелкие частички, слипшиеся друг с другом («тесно взялись за руки»).

9. Взять две банки (стеклянные). В одной банке – тонкий слой песка, в другой – глина. Закрыть банки полиэтиленовыми крышками с отверстиями для трубочек. Один конец трубочки находится в банке, другой – снаружи. Предложить детям подуть в трубочку. На наружный конец трубочки можно надеть резиновую грушу для создания сильного потока воздуха. Песчинки легко передвигаются, крупинки глины – труднее или совсем не двигаются.

10. Аналогично, но с использованием увлажнённого песка. Крупинки песка и глины не двигаются.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С УСЛОВИЯМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Цель Содержание

1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в сухом и с влажной ватой). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивание луковицы в сухой банке и банке с водой.

2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.Два одинаковых растения поместить: одно – в тёмное, другое – в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3. Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости тепла для роста растений. Наблюдать за ростом одинаковых растений, одно из которых подкормить.

4. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.Выращивать два одинаковых растения: одно – в тёплом месте, другое – в холодном (при прочих равных условиях).

5. Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. Наблюдать за ростом мать – и – мачехи на разных полянках.

6. Доказать разную потребность растений во влаге. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

7. Выявить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения.

8. Доказать, что растения «пьют» воду. Поставить букет цветов в подкрашенную воду – через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

9. Подвести детей к выводу о том, что для роста растений более благоприятна почва. В трёх банках: с почвой, глиной, песком – посадить семена фасоли.

Публикации по теме:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой и с воздухом, со светом и цветами» .

Консультация для родителей «Опыты с детьми дома» 1. Опыт. Цветы лотоса Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях. Простые опыты» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников» Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии.

Мастер класс по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»Мастер класс по экспериментированию «Интересные опыты с детьми» Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми» Подготовила: Воспитатель МБДОУ детский сад № 21, г. Новороссийска,.

Мастер-класс с колегами «Интересные опыты с детьми» .

Конспект занятия «Опыты и эксперименты с детьми на прогулке»Конспект занятия «Опыты и эксперименты с детьми на прогулке» Опыты и экспериментирование на прогулке с детьми 5-7 лет Мдоу №105 группа №4 «Непоседы» Воспитатель:Карабанова С. В. Приобщение дошкольников.

Опыты и эксперименты с воздухом для детей младшего дошкольного возраста Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребёнок различными способами самостоятельно.

Простые упражнения игрового стретчинга. Занимаемся с детьми дома Игра всегда являлась для детей любимым занятием, и с ее помощью можно было увлечь ребят в любой вид занятий. Один из таких видов –игровой.

Развлечение по ОБЖ с детьми средней группы «Простые правила» Задачи: 1. Закреплять знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков. 2. Продолжать формировать навыки культуры поведения.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Цифры
Автор публикации:
Простые опыты с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 12:40
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки