Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

рыбина татьяна евгеньевна
Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Протокол № 1 родительского собрания

в подготовительной группе № 6

от 20.09.2018 г.

Тема: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Присутствовало: 15 человек

Председатель: Якунина Е. Г.

Секретарь: Иванова Ю. Г.

Повестка родительского собрания:

1. Привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

2. Познакомить родителей с недостатками произношения у детей, сопровождающиеся нарушением письма.

3. Мастер- класс «Игры на речевое развитие детей»

4. Разное (обсуждение вопросов, интересующие родителей)

1. По первому вопросу слушали воспитателя Рыбину Татьяну Евгеньевну и учителя - логопеда Чупрунову Татьяну Юрьевну. Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.

До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть: Речь наших детей:

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемамимы можем столкнуться перед школой:

Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.

Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений.

Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.

Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.

Невыразительная речь – неумение использовать интонации.

Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка.

Возникает очередной вопрос: «Что же делать?» Ответ однозначен, заниматься речевым развитием детей не только в детском саду, но и дома.

- Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Работа по развитию речи в старшейгруппе предусматривает решение следующих задач:

Формирование словаря:

• осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

• обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества пред-метов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых;

• упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением;

• помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи:

продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

• помогать замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить;

• знакомить с разными способами образования слов;

• упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал);

• учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

• упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

2. По второму и третьему вопросу слушали учителя-логопеда Чупрунову Т. Ю. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитойречью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей.Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

И так, отправляемся в путешествие на поезде" отправляемся в путь.

Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова, так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)

Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное)

Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т. д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т. д.)

Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т. д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т. д

А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра "Противоположности", "Антонимы".

Детям раздаются карточки.Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется

"Станция звуков". Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком М" (корзина, мешки с песком)

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Игра "Определи звук [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова ' тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова

- Ребята, вы такие умнички, в какой мы были стране? (стране Звуков).

- Что мы делали? Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со- словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется

"Станция грамматики”.

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра "где живут продукты?"

(у каждого продукта есть свой домик угадай название домика)

Сахар- (ница, хлеб- (ница, масло- (ница, соль- (онка) -маеяо, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т. е. похожие друг с другом,Н: медведь- медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра "Продолжи цепочку"

Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек

Нож, ковш, таз, кувшин

Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра "Составь предложения из набора слов»

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? "Станция грамматики". Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется "Сказки- рассказки".Садимся в поезд и поехали: «Чух-чух-чух».

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки". На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра "Расскажи и обыграй сказку"

(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)

Вы такие вы молодцы!. Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)

Молодцы, ребята. Это была наша последняя станция, которая как называется? (Сказки-рассказки)

- Вы такие умнички, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Предлагаем памятку «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей».

3. По четвертому вопросу выступала Рыбина Т. Е. ,воспитатель напомнила родителям о соблюдении режима, о своевременном внесении родительской платы за детский сад, так же предложила родителям принести запасную одежду детям. Воспитателем было предложено ряд тем для последующих родительских собраний: «Детские обманы», «Совместный труд родителей и ребёнка».

Публикации по теме:

Конспект и протокол родительского собрания «Трехлетние дети. Особенности психофизического развития детей 3–4 года жизни» ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ № 1 от 28 сентября 2018 года Тема: «Трехлетние дети. Особенности психо-физического развития детей 3-4 года.

Конспект родительского собрания «Давайте поиграем». Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание будет посвящено играм. Да, да, не удивляйтесь- сегодня мы с вами будем.

Консультация «Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста» Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.

Проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста и их решения Речь как основа деятельности ребёнкаРечь является основой в развитии всех видов детской деятельности таких, как общение, познание, исследование.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей 3–4 лет. Самообслуживание ребёнка» во второй младшей группе Протокол родительского собрания во второй младшей группе Протокол № 2 родительского собрания во второй младшей группе 11октября 2018г. Общее.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Протокол родительского собрания в средней группе Протокол №1 родительского собрания группы №4 «Веснушки» Тема: «Возрастные особенности детей.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» ПРОТОКОЛ № 3 общего родительского собрания группы «Теремок». Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.» от 13.

Протокол родительского собрания «Как сделать интересным общение с ребенком дома проблемы, опыт» Протокол N 3 родительского собрания группы «Ромашки» компенсирующей направленности от «14» марта 2019года. Тема: «Как сделать интересным.

Протокол родительского собрания «Книга — важнейший фактор развития детей. О формировании самостоятельности» в средней группе Протокол родительского собрания в средней «Б» группе «Жемчужинки» МБДОУ д/с № 8 «Золотой ключик» Повестка. 1. Книга – важнейший фактор развития.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей 5–6 лет» Родительское собрание. Особенности и проблемы речевого развития у детей 5- 6 лет «А как речь - то говорит, словно реченька журчит» Подготовила:.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 21:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки