Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии

Ильина Ирина
Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии

Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии» размещена в разделах

В последнее время различные аспекты проблемы инклюзии вызывают повышенный интерес у многих специалистов коррекционной направленности. В современной специальной психологии достаточно теоретико-экспериментальных разработок, выявляющих общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающими сверстниками (Дубровская Т. А., Кукушин К. В., Воронцова М. В., Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, Н. А. Киселева, И. А. Коробейников и т. д).

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса[2]. Общение учащихся между собой и с учителем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей на уроках. В процессе подобного взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении широкого круга учебных задач.

Данные клинических и психолого-педагогических исследований свидетельствуют о замедлении у детей с ОВЗ темпов формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них. Изучение проблем социализации детей с ОВЗ требует разностороннего исследования особенностей формирования межличностных отношений таких детей в конкретных условиях их жизни (в семье и школе).

С целью выявления и апробации методов диагностики готовности младших школьников с ОВЗ к взаимодействию со сверстниками в условиях инклюзивной образовательной среды нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.

Исследование проводилось на базе Областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова» г. Курска. Всего в исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 8-9 лет. Из них 10 имеют диагноз задержка психического развития (ЗПР) в сочетании с НОДА и обучаются по адаптированной образовательной программе, 10 – дети с НОДА и обучаются по основной образовательной программе. Так как нашей целью было изучение взаимодействия, то мы смоделировали ситуацию, в которой дети с ОВЗ могли бы контактировать со сверстниками, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения, для этого мы подобрали методику «Сложим узор» и опросник «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Данные количественного и качественного анализа ситуаций совместного выполнения детьми методики «Сложим узор» показали, что лишь одной паре детей удалось самостоятельно наладить сотрудничество. Три пары выполнили задание частично, а абсолютное большинство – 6 пар детей не смогли наладить сотрудничество даже после демонстрации образца способов взаимодействия, так как детям с ОВЗ не удавалось скооперироваться, найти свое место среди сверстников, наладить с ними связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Так же некоторым мешали такие черты, как излишняя ро-бость, конкуренция, агрессивность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции.

Таким образом, количественный анализ результатов выполнения методики «Сложим узор» показал, что у большинства детей не возникают «стихийно» способы кооперации друг с другом в продуктивной деятельности.

В ходе методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» дети с ОВЗ демонстрируют низкий и очень низкий уровень развития взаимодействия. Лишь 10% детей с ЗПР в сочетании с НОДА и 20 % с недоразвитием опорно-двигательного аппарата (НОДА) находятся на среднем уровне. Таким образом, дети с ОВЗ при взаимодействии со сверстниками демонстрируют тревогу, боязливость, отстраненность. Они затрудняются в выборе способов взаимодействия, подобрать стратегию сотрудничества.

Мы выяснили, что у детей с ОВЗ снижена потребность к общению в больших группах, чаще отмечается отгороженность, стремление к уединению или общению лишь с одним сверстником. Причем, сложная структура дефекта порождает большее количество барьеров во взаимодействии со сверстниками.

Преодоление трудностей в общении ребенка является важнейшей задачей социальной реабилитации. Но чтобы успешно решать эту задачу, требуется немало времени, и успех этой работы во многом зависит как от усилий педагогов, воспитателей, специалиста по социальной реабилитации, так и от стремления самого ребенка изменить себя. Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Опыт учит, что преодолеть имеющиеся у ребенка недостатки и трудности в общении одновременно невозможно. Успех может прийти лишь том случае, если специалист по социальной реабилитации ориентируется не на устранение многих недостатков одновременно, а на регулярные маленькие, но успешные изменения. Успех в решении маленькой частной задачи может привести к позитивным изменениям в решении более общих личностных проблем.

Публикации по теме:

Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе .

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ранним детским аутизмом в ДОУ» Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4—5 случаях.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования в группе кратковременного пребывания.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.

Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ 1. Пояснительная записка На современном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения жизнедеятельности, связанные с.

Выступление на семинаре педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ» .

Заседание МО «Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии в соответствии с ФГОС» Управление образованием Администрации г. Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 21:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД