Лучший педагог года

Психогимнастика для детей младшего дошкольного возраста

Альфия Габдрахманова
Психогимнастика для детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с неврозами и неврозоподобными состояниями. Современное поколение отличается обширной, но бессистемной информированностью, неопределенным ощущением своего «Я» в мире, недоверчивым отношением к словам и поступкам взрослых, непринятием критики и неумением проигрывать. Наблюдается рост количества малышей, не посещающих детские дошкольные учреждения; дефицит общения родителей с детьми из-за загруженности родителей; замена компьютером коллективных «дворовых» игр. Как следствие – дети не обладают навыками общения, имеют нарушения эмоционально - волевой сферы.

Публикация «Психогимнастика для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Мы убедились на практике, что очень полезным инвентарем для решения этих проблем является психогимнастика, в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей. Опираясь на источники авторов Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой мы совместно с педагогом-психологом составили комплекс психогимнастических игр для раннего возраста, которые применяем у себя на работе с детьми. Это игры направлены на сплочение («Снежинки», «Жмурки», «Передай колокольчик», на установление контакта с детьми («Хоровод», «Прячем Мишку», «Собирание сокровищ», на снятия напряжения («Улыбка», «Потягушечки», «Малышам всем спать пора», на развитие речи и успешной адаптации детей к детскому саду.

Что такое психогимнастика?

Психогимнастика – этот термин попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге («Психогимнастика в детском саду», М., Просвещение, 1990). Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми во время прохождении адаптации.

Кто является автором термина, нам не известно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание, но цель методики одна:

- приобретение навыков ауторелаксации;

- обучение всем элементам техники необходимых выразительных движений;

- тренировка психомоторных функций;

- использование всех выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций;

- коррекция поведения ребенка с помощью ролевых игр;

- тренировка узнавания эмоций с помощью внешних сигналов;

- формирование моральных представлений у детей;

- понижение эмоционального напряжения.

Большинство психогимнастических заданий построено на имитации определенных чувств и эмоциональных состояний человека. Остальные предусматривают воссоздание детьми действий и поступков мнимых героев. Все занятия строятся только на воображаемом материале, без использования атрибутики. Овладение выразительными движениями дает возможность малышам не только изучить свои эмоции и научиться ими владеть, но и улучшить общение с окружающими людьми, тоньше понимать чувства других. В специальных этюдах и играх дети тренируют свое внимание, память, наблюдательность, выдержку, а также овладевают языковым компонентом соответствующих психических состояний (внимание, сосредоточенность, расслабленность, гнев и тому подобное).

Основная цель использования психогимнастики в нашей работе - научить ребенка справляться с жизненными трудностями, осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому мы учим детей не бояться отрицательных эмоций, потому что в жизни неизбежны неудачи, ошибки и срывы.

Мы наблюдаем, как дети, немного замкнутые, ничем не заинтересованные по прошествии нескольких занятий сами включаются в игру и начинают импровизировать этюды, чутко улавливая связь между поведением, чувствами и мыслями, достигая настоящих творческих прорывов. Таким образом, детям, прошедшие такие занятия, быстрее проходят адаптацию, им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, у них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Помимо этого, изживаются невротические проявления (страхи, неуверенность).

Где и как использовать психогимнастику?

1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.

2 В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной).

3 В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)

4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.

Включение в развитие ребенка психогимнастики поможет его эмоциональному здоровью только укрепиться.

Комплекс психогимнастических игр

«Снежинки»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочения коллектива.

Ход игры: Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются.

«Жмурки»

Цель: разрушение межличностных барьеров, сплочение группы.

Ход игры: С завязанными глазами необходимо поймать участника группы и назвать имя ребенка, которого он поймал.

«Солнечные зайчики»

Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в среде сверстников.

Ход игры: Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегают к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

«Передай колокольчик»

Цель: Вызвать интерес к сверстникам. Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в среде сверстников.

Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка.

«Хоровод»

Цель: Установление эмоционального контакта педагога с детьми.

Ход игры. Проводится в группе из 3-4 человек. Педагог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому из них руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Поочередно в центре круга должны побывать все дети, чтобы группа их поприветствовала.

«Прячем мишку»

Цель: Установление эмоционального контакта педагога с детьми.

Ход игры: Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (медведя) так, чтобы она была немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

«Собирание сокровищ»

Цель: Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ход игры: На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просить достать его из корзины воспитателя.

«Улыбка»

Цель: Снятие напряжения мышц лица.

Ход игры: Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком.

Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться по шире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Потягушечки»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Ход игры: Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются вкруг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд) : «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

«Малышам всем спать пора»

Цель: подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.

Ход игры: Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз:

Нашим пальчикам спать пора,

Нашим ручкам спать пора,

Нашим глазкам спать пора,

И волосикам спать пора.

Нашим ножкам спать пора,

И животику спать пора,

Спинке тоже спать пора,

Малышам всем спать пора!

Литература:

1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2009

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

3. Чистякова М. И., Психогимнастика. М., 1990

Публикации по теме:

Физкультминутки для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Лэпбук для детей младшего дошкольного возраста «Зима»Лэпбук для детей младшего дошкольного возраста «Зима» Лэпбук для детей младшего дошкольного вызраста это просто кладовая тематического материала. Работая с детьми первой младшей.

Лэпбук «Пасха» для детей младшего дошкольного возрастаЛэпбук «Пасха» для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, приветствую вас! Сегодня хочу показать вам лэпбук "Пасха", который был сделан специально к мини-проекту "Разноцветные.

НОД по ПДД для детей младшего дошкольного возраста «Светофор — наш друг!»НОД по ПДД для детей младшего дошкольного возраста «Светофор — наш друг!» Тема: «Светофор – наш друг!» Цель: познакомить детей со светофором; формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются.

Познавательный стол для детей младшего дошкольного возрастаПознавательный стол для детей младшего дошкольного возраста Этот столик предназначен для детей в основном младшего дошкольного возраста. Идея оформления возникла случайно. Стол покупала давно, еще.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Развивающая коробочка для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающая коробочка для детей младшего дошкольного возраста Не секрет, что в младшем дошкольном возрасте очень важно развивать мелкую моторику рук. Сейчас в магазинах родители могут купить разные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психогимнастика для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2020 в 14:18
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД