Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ

Коос Екатерина
Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ

"Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ"

Образовательная среда— это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Психологическая безопасность – состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье, включенных в нее участников.

Психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагогического коллектива, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию позитивному мировосприятию и самоотношению.

Существуют опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания. Ведь очевидно, что ни один работник ДОУ сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.

По данным социологических исследований, до 75 % родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что воспитатели не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного- для другого может иметь разрушительное влияние.

Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду- самый озабоченный развитием и обучением ребенка, воспитатель, становится иногда причиной детского невроза, проявлению агрессивности и т. п.

Система психологической безопасности:

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

- Установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня;

- Создание предметно-развивающей седы, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;

- Организация образовательного процесса.

Система организации межличностных отношений в ДОУ:

- Влияние педагога на развитие личности ребенка;

- Психологический климат в детском коллективе;

- Психологический климат в педагогическом коллективе.

Типология образовательной среды:

по стилю взаимодействия внутри среды:

Конкурентная — кооперативная

по характеру отношения к социальному опыту и его передаче:

Традиционная — инновационная

по степени творческой активности:

Творческая,

Регламентированная.

по характеру взаимодействия с внешней средой:

Открытая,

Замкнутая.

Согласно исследованиям A. Edmonson… уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой.

Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде ДОУ подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).

Характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной:

- Переполненные группы, где бывает трудно сохранить нацеленность на воспитание и обучение и воспитатель не успевает уделить внимание максимальному количеству воспитанников;

- Недостаток заботы воспитателей при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур;

-Отчуждение и предвзятое отношение к воспитанникам со стороны других детей и/или воспитателей;

-Напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям.

Основные понятия области изучения психологической безопасности в образовательной среде: «РИСК», «ОПАСНОСТЬ», «УГРОЗА».

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

- Недостаточное обеспечение кадрами, материально-технической базы;

- Низкая активность детей и воспитателей;

- Несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;

- Уровень воспитания и культуры;

- Личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.

Психологическая опасность в образовательной среде-неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, нарушения психического и физического здоровья.

Угроза в образовательной среде- вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред.

Причины психологического насилия:биологические факторы,семейные отношения,средовые факторы,межличностные отношения.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды:

- Психологическое насилие в процессе взаимодействия

- Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

- Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды

- Неразвитость системы психологической помощи в ДОУ

-Эмоциональное выгорание педагогического коллектива ДОУ.

На проявление насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение в межличностных отношениях, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности (С. Л. Соловьева):

они вызывают нарушения в познавательной сфере;

снижают продуктивность психической деятельности в целом;

проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее;

провоцируют определенные паттерны поведения и формируют негативные представления;

отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми;

приводят к стойким личностным изменениям.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Для создания безопасной окружающей среды необходимо:

- иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной окружающей среды;

-уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

- укрепление психического здоровья;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Рекомендации:

- увидев любое сопротивление воспитанника поищите конкретные причины случившегося.

- позиция воспитателя укрепляется при уважении к ребенку, признании ценности его неповторимой личности, с которым нужно вместе работать.

- воспитателю, планирующему занятие, нужно быть готовым к тому, что какое-то из запланированных заданий в процессе может дать сбой.

Правильно организованный режим труда и отдыха- залог психического здоровья человека!

Педагог-психолог: Коос Екатерина Валерьевна

Прикреплённые файлы:

psih-bezopasnost-dou_t26vg.pptx | 1036,48 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Отчёт по ПДД в ДОУ «Безопасность на дорогах»Отчёт по ПДД в ДОУ «Безопасность на дорогах» Отчёт по ПДД «Безопасность на дорогах» Урахбахтина Ю. С. Кормщикова Е. Н. Группа № 3 Актуальность Обучение детей правилам безопасности дорожного.

Информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних. Памятка для родителей ГБУ ДПО РО РИПКиПРО кафедра психологии Выпускная работа Тема: «Информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних. Памятка.

Консультация для родителей ДОУ. Безопасность ребёнка Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 11:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Украшение группы в экостиле к Новому году
В этом году наш сад украшает группы в экостиле. Поскольку до этого все украшения были современными, то нам пришлось сначала изучить работы мастеров данного...
Фотоотчет «Подготовка детской площадки в младшей группе»
Зима прекрасная пора, особенно у нас на севере. Хоть у нас снег идет до конца мая наши дети все равно с радостью ждут снега. В этом году у нас снега...
Семья и семейные традиции — декабрьская встреча в родительском клубе «Ладушки»....
В декабре встреча в родительском клубе была посвящена теме "Семья и семейные традиции". Мы обсуждали с родителями вопросы, которые волнуют каждого человека -...
Фотоотчет о проведении мастер-класса «Веселая снежинка» в средней группе
Скоро наступит всеми любимый праздник - Новый Год! Предновогодние дни — время для творчества и добрых дел! Я думаю, что всем хочется украсить свой дом...
Лэпбук по ФЭМП для дошкольников
Ещё в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные...