Папки-передвижки

Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников

Лилия Тазетдинова
Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников

Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Публикация «Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Термин «психологического здоровье» появился в психологии недавно. Под психологическим здоровьем понимается состояние душевного благополучия. Основным условием нормального психологического развития, помимо здоровой нервной системы, признаётся спокойная доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря родителям, родителям которые внимательно относятся к эмоциональному миру ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают и обеспечивают необходимым.

В качестве критериев психологического здоровья можно выделить :

-позитивное самоощущение и позитивное восприятие мира;

-умение анализировать собственные поступки и мысли;

-стремление улучшить свою жизнь;

-успешное прохождение возрастных кризисов;

-умение адаптироваться к обществу.

Представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своём имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Для здоровья ребёнка важно, чтобы в семье и в школе удовлетворялись не только его познавательные потребности, но и потребности в общении, в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям.

Психологически здоровым ребёнок вырастет только в том случае, если он обращается с психологически здоровыми взрослыми, в первую очередь педагогами и родителями. Психологически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира, адекватно ведут себя в различных ситуациях.

В последние годы учёные отмечают резкое ухудшение психологического здоровья, как у детей, так и у взрослых. Эксперты ВОЗ на основе многочисленных исследований показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостатка общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом, семьи, и зависит от характера взаимопониманий в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Для благоприятного психологического климата характерно стремление проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, открытость семьи, её широкие контакты. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый относится к другим с любовью, уважение и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.

Неразрешенные психологические проблемы приводят к возникновению психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Лечить их тяжело, поэтому важна профилактика их возникновения. С целью профилактики взрослые должны учить ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль.

Важно учить ребенка радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче.

Все мы испытываем стрессы, но как сделать так, чтобы они наносили как можно меньший вред здоровью. Сегодня предлагается масса способов и методов снятия эмоционального напряжения. Вот несколько упражнений, которые помогают успокоиться, снять напряжение и привести в порядок дыхание и нервную систему. Эти упражнения не требуют длительного времени, просты в выполнении, но тем не менее эффективны как для взрослых, так и для детей.

В первую очередь надо восстановить дыхание, так во время стрессовой ситуации мы задерживаем его, дышим поверхностно.

1 упражнение «Пушинка». Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

2 упражнение «Свечи». «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят три горящих свечи. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И вновь делаете медленный глубокий вдох, и задуваете последнюю свечу. Откройте глаза

После восстановления дыхания необходимо снять мышечное напряжение, которое неизбежно возникает при стрессах.

3 упражнение. Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

4 упражнение. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания в организм выбрасывает эндорфин - «гормон счастья»).

5 упражнение. «Лимон».

Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните эти ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните это упражнение двумя руками. Расслабьтесь.

6 упражнение. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз.

Очень полезно делать самомассаж.

Чтобы снять нервное напряжение, несколько минут одновременно массируйте указательными и большими пальцами мочки ушей. На теле есть точки, которые вполне можно назвать «кнопками здоровья». Чтобы избавиться от головной боли нажимайте в течение 10 секунд на точку между бровями; невозможности сосредоточиться - на виски.

Но самое важное - это позитивное отношение к себе и к окружающим. Улыбнитесь! При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь.

Публикации по теме:

«Радостная мама-радостный малыш или секреты психологического здоровья». Психологическая гостиная для родителей«Радостная мама-радостный малыш или секреты психологического здоровья». Психологическая гостиная для родителей Цель: систематизировать знания родителей о психическом здоровье. Задачи: • формировать позитивное отношение родителей к себе и окружающему.

Семья как фактор психологического здоровья дошкольников Любовь в семье – счастливые дети. «Дети – это цветы жизни» - так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 6 мая 2015 в 11:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД