Людмила Абросимова
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному обучению. Что же это значит? Данное понятие представляет общую готовность ребенка к школе, как комплексную характеристику, включающий определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции мыслительной деятельности и социальной позиции школьника, то есть уровень взаимодействия со сверстниками, успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями. В жизни ребенка возникают большие изменения. Он радуется тому, что пойдет в школу, однако мысль о новой среде и деятельности, вызывает у него некоторую тревогу. Чтобы ребенок без особых трудностей приспособился к новым условиям и успешно справлялся с требованиями начальной школы, необходима психологическая готовность к школе.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
Мне хочется выделить основные компоненты психологической готовности :
• интеллектуальная;
• личностная;
• социально-психологическая;
• эмоционально-волевая.
Они важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, для его скорейшей адаптации к новым условиям и безболезненного вхождения в новую систему отношений. Ребенок готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него есть уже потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, у него уже есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л. И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и так далее. Возникает потребность новых впечатлений, новой обстановки, желания приобрести новых друзей. И лишь за тем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки и просто похвалу от всех окружающих.
Стремление ребенка к новому социальному положению это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте, в частности у него вырастает ответственное отношение к школьным обязанностям : ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. Кроме отношения к учению в целом для ребенка поступающего в школу важно отношение к учителю сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненною работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действию, как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя.
Вторым параметром личной готовности является общение со сверстниками, в старшем дошкольном возрасте потребность общения с другими детьми ярко выражена, в коллективе сверстников является детская самостоятельность активность, формируется доброжелательное отношение к другим детям, возникает личная симпатия и дружба.
Третьим параметром личной готовности к школе связан с отношением к себе, в изменении его самооценки. Чаще всего дошкольникам свойственна высокая оценка себя и своих возможностей: «Я самый сильный в группе, мой рисунок самый лучший» таковые типичные высказывания дошкольников. Это происходит не от избытка самоуверенности, а является следствием специфики детского самосознания. Однако у некоторых дошкольников отмечается не устойчивая и даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что дети испытывают дефицит эмоциональной не защищенности, поддержки, любви и внимания окружающих взрослых. Низкая самооценка сформированная у ребенка на протяжении дошкольного детства может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Она порождает страх, неудачи, отказ от попытки вообще что-либо сделать, что может привести к тревожному состоянию.
Тревога это беспокойство, волнение, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. Основные критерии тревожности: постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться в чем-либо, раздражительность, нарушение сна.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить. Доверяйте ребенку и будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть.
Демонстративные дети чьё поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих и получения их одобрения. Основные причины гиперактивности:
• генетическая (наследственная предрасположенность);
• биологические (органическое поражение головного мозга во время беременности, родовые травмы);
• социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, неправильное воспитание).
На сегодняшний день существует критерии гиперакттивности:
1. При невнимании
• слышит когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
• с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
• имеет трудности в организации игры, занятий;
• часто теряет вещи, бывает забывчив.
2. При сверхактивности
• ерзает, не может усидеть на месте;
• проявляет беспокойство, барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя;
• мало спит;
• находится в постоянном движении (с мотором);
• очень говорлив.
3. При импульсивности
• отвечает до того, как его спросят;
• не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается прерывает;
• резкие смены настроения;
• не подчиняется правилам (поведения, игры);
• имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, а на других нет).
Агрессивное поведение – это целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Остановимся на краткой характеристике разных видах агрессии в дошкольном возрасте.
Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстников, которые осуществляются в разных высказываниях. Это могут быть:
• жалобы (а Вова меня стукнул, а Иванов постель не убрал);
• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника (уходи, надоел, не мешай);
• агрессивные фантазии (Если не будешь слушаться к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму. Я тебя догоню посажу на самолет и ты будешь сидеть там один);
• дразнилки (ябеда-корябяда, поросенок, жора-обжора);
• оскорбление (жир-трест, урод, дебил).
Физическая агрессия – направлена на принесение какого либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
• разрушение продуктов деятельности другого, например один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги;
• уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы его владельца).
Для снятия агрессии, тревожности, демонстративности, мы используем такие методы как: игротерапия, беседа, метод рисунка, песочная терапия, сказкотерапия, мягкий материал, водотерапия.
Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность к школьному обучению детей с отклонением в развитии это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальных, личностных сфер, на основе которых проводится специально коррекционно-развивающая работа.