Папки-передвижки

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению (1 фото)

Людмила Абросимова
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Скачать презентацию

Уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному обучению. Что же это значит? Данное понятие представляет общую готовность ребенка к школе, как комплексную характеристику, включающий определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции мыслительной деятельности и социальной позиции школьника, то есть уровень взаимодействия со сверстниками, успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями. В жизни ребенка возникают большие изменения. Он радуется тому, что пойдет в школу, однако мысль о новой среде и деятельности, вызывает у него некоторую тревогу. Чтобы ребенок без особых трудностей приспособился к новым условиям и успешно справлялся с требованиями начальной школы, необходима психологическая готовность к школе.

Публикация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах

Мне хочется выделить основные компоненты психологической готовности :

• интеллектуальная;

• личностная;

социально-психологическая;

• эмоционально-волевая.

Они важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, для его скорейшей адаптации к новым условиям и безболезненного вхождения в новую систему отношений. Ребенок готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него есть уже потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, у него уже есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л. И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и так далее. Возникает потребность новых впечатлений, новой обстановки, желания приобрести новых друзей. И лишь за тем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте, в частности у него вырастает ответственное отношение к школьным обязанностям : ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. Кроме отношения к учению в целом для ребенка поступающего в школу важно отношение к учителю сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненною работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действию, как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя.

Вторым параметром личной готовности является общение со сверстниками, в старшем дошкольном возрасте потребность общения с другими детьми ярко выражена, в коллективе сверстников является детская самостоятельность активность, формируется доброжелательное отношение к другим детям, возникает личная симпатия и дружба.

Третьим параметром личной готовности к школе связан с отношением к себе, в изменении его самооценки. Чаще всего дошкольникам свойственна высокая оценка себя и своих возможностей: «Я самый сильный в группе, мой рисунок самый лучший» таковые типичные высказывания дошкольников. Это происходит не от избытка самоуверенности, а является следствием специфики детского самосознания. Однако у некоторых дошкольников отмечается не устойчивая и даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что дети испытывают дефицит эмоциональной не защищенности, поддержки, любви и внимания окружающих взрослых. Низкая самооценка сформированная у ребенка на протяжении дошкольного детства может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Она порождает страх, неудачи, отказ от попытки вообще что-либо сделать, что может привести к тревожному состоянию.

Тревога это беспокойство, волнение, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. Основные критерии тревожности: постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться в чем-либо, раздражительность, нарушение сна.

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить. Доверяйте ребенку и будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть.

Демонстративные дети чьё поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих и получения их одобрения. Основные причины гиперактивности:

• генетическая (наследственная предрасположенность);

• биологические (органическое поражение головного мозга во время беременности, родовые травмы);

социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, неправильное воспитание).

На сегодняшний день существует критерии гиперакттивности:

1. При невнимании

• слышит когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

• с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

• имеет трудности в организации игры, занятий;

• часто теряет вещи, бывает забывчив.

2. При сверхактивности

• ерзает, не может усидеть на месте;

• проявляет беспокойство, барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя;

• мало спит;

• находится в постоянном движении (с мотором);

• очень говорлив.

3. При импульсивности

• отвечает до того, как его спросят;

• не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается прерывает;

• резкие смены настроения;

• не подчиняется правилам (поведения, игры);

• имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, а на других нет).

Агрессивное поведение – это целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Остановимся на краткой характеристике разных видах агрессии в дошкольном возрасте.

Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстников, которые осуществляются в разных высказываниях. Это могут быть:

• жалобы (а Вова меня стукнул, а Иванов постель не убрал);

• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника (уходи, надоел, не мешай);

• агрессивные фантазии (Если не будешь слушаться к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму. Я тебя догоню посажу на самолет и ты будешь сидеть там один);

• дразнилки (ябеда-корябяда, поросенок, жора-обжора);

• оскорбление (жир-трест, урод, дебил).

Физическая агрессия – направлена на принесение какого либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

• разрушение продуктов деятельности другого, например один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги;

• уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы его владельца).

Для снятия агрессии, тревожности, демонстративности, мы используем такие методы как: игротерапия, беседа, метод рисунка, песочная терапия, сказкотерапия, мягкий материал, водотерапия.

Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность к школьному обучению детей с отклонением в развитии это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальных, личностных сфер, на основе которых проводится специально коррекционно-развивающая работа.

Публикации по теме:

Презентации в блогах коллег 2 Презентации в блогах коллег - 2 В блоге Галины Ивакиной [hide]Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Презентация опыта работы.

Ранний возраст. Небольшие презентации для детей. Предлагаю презентации для детей раннего возраста. В мою пед. копилку они попали после прохождения курсов повышения квалификации в АППО (.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Опубликовано: 30 марта 2012 в 21:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абросимова (УИ 5719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД