Папки-передвижки

Психологическая готовность к обучению в школе как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста

Светлана Варова
Психологическая готовность к обучению в школе как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста

Каким должен быть ребенок, который скоро идет в школу? Какими необходимыми знаниями и умениями должен обладать? Как предотвратить спор между преподавателями в школе, и педагогами детского сада. В настоящее время, все больше первоклассников, которые плохо адаптируются в школе, и не способны справляться с учебной нагрузкой. Не подготовленный к обучению ребенок, отстает от своих одноклассников, что приводит к снижению личной самооценки и неуспеваемости по школьным предметам. Совокупность общей, интеллектуальной и психологической подготовки, определяет общую готовность ребенка к школе. Причем психологическая готовность, не может возникнуть самостоятельно, а именно в процессе специальных занятий, постепенно. Понятие «школьная зрелость», является синонимом понятия «психологическая готовность детей к школе». В научной литературе – это высший уровень развития ребенка, который поможет преодолеть учебные нагрузки, режим дня, и успешно адаптироваться в новом коллективе.

Публикация «Психологическая готовность к обучению в школе как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

В настоящее время проблема готовности к школе очень актуальна. Педагогами и психологами общепризнанно, что готовность к школьному обучению требует комплексных психологических исследований, чтобы иметь необходимый уровень психических качеств, для освоения учебной программы в группе сверстников. Хотя большинство детей посещают дошкольные образовательные учреждения, будущие первоклассники именно психологически не готовы к школе. Преподаватели делают акцент на обучение чтению, навыкам счета. Родители то же, как можно раньше стремятся начать обучение. Им не понятен тот факт, что раннее обучение, не способствует психологической подготовке ребенка к школе. Ведущий вид деятельности у старших дошкольников – игра, уступает место обучению. Дети стали меньше играть. Им просто некогда. Но зоны ближайшего развития создаются именно в игре. И поэтому раннее обучение не дает преимуществ для психического развития.

Не подготовленные психологически к школе дети, обречены на неуспеваемость. Именно этот факт, что при поступлении в школу, ребенок не владеет необходимым уровнем развития психических процессов, обосновал проблему готовности к школьному обучению.

Многие исследователи данного направления, такие как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, К. Н. Поливанов, А. И. Савенков посвятили данной проблеме множество монографий.

На протяжении многих десятилетий, в зарубежной и отечественной психологии подробно изучается тема психологической готовности детей к школе. Однако подходы ученых в изучении данного вопроса имеют принципиальные различия.

Зарубежные исследователи, такие как: Ф. Керн, С. Штрембел, используют термин «школьная зрелость». Они полагают, что проявление «зрелости», - это врожденные задатки ребенка, а социализация и воспитание, имеют незначительную роль. Предпосылки к школьному обучению, это связь уровня развития в дошкольном возрасте и успеваемостью в школе. Данный подход можно оценить как, подготовленность ребенка, а именно: знания, умения, навыки, которые он получил в процессе обучения. Доминантой является разработка тестового материала, который необходим для диагностирования уровня школьной зрелости. В данном варианте не уделяется внимание тому, что дошкольники в процесс овладения письмом и чтение, еще должны обладать механизмом умственной деятельности, который позволит усвоить школьную программу.

Л. С. Выготский первый в психологии говорил о «зоне ближайшего развития» и сформулировал мысль о том, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия — «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». Основываясь на данное высказывание, можно сказать, что в психологической готовности у детей к школе особое место имеет уровень интеллектуального, личностного и социального развития, именно это и есть психологические предпосылки к обучению в школе. Этой точки зрения придерживались и такие классики психологии развития, как Л. И. Божович и Д. Б. Эльконин. В наши дни многие известные специалисты (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева и др.) продолжают развивать и углублять идеи Л. С. Выготского о ЗБР и о ведущей роли обучения.

В настоящее время в психологии понятие «психологическая готовность к обучению в школе» у разных авторов значительно отличаются друг от друга. Рассмотрим, как психологи прошлого века изучали данное понятие.

Л. С. Божович, выделял два аспекта. Это личностный и интеллектуальный. Личностный представляет собой развитие мотивации и произвольности. Интеллектуальный - это мыслительная и познавательная деятельность дошкольника. В результате появляется новообразование, которое Л. С. Божович считал основным критерием психологической готовности к школе, а именно «внутренняя позиция школьника». Эта позиция указывает на новое отношение дошкольника к окружающему миру. Это новый уровень, который проявляется при совмещении познавательной потребности с потребностью общения со взрослым.

Примерно так же, высказывался А. В. Запорожец. По его мнению «психологическая готовность детей к школе» - это целостная система, составляющими которой являются: мотивация, познавательная активность, волевая регуляция, синтез деятельности и другие качества.

Д. Б. Эльконин, говоря о проблеме готовности к школе, выделял, в первую очередь, сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Наиболее значимые из них: умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение работать по образцу; умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого.

Д. Б. Эльконин был новатором диагностических схем новообразований начальных форм нового периода, на этапе перехода от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

Иной подход к определению психологической готовности детей к школе предлагает Е. Е. Кравцова. Она делает упор на ведущую роль общения в развитии дошкольника и выделяет три сферы – отношение ребенка к самому себе, к сверстникам и ко взрослому. Ведущим компонентом в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения кооперации и сотрудничества. Предполагается, что дошкольники с высокой степенью сформированности всех трех сфер общения одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

М. В. Попова, изучая формирование психологической готовности, выделяет основные критерии на которые стоит обратить внимание:

- умение действовать в соответствии с заданными правилами;

- умение внимательно слушать речь;

- умение производить по образцу;

- умение работать в группе;

- умение действовать по указанию взрослого.

Концепция Л. А. Венгера и В. С. Мухиной, доказывает то, что дошкольник не имеет психологических качеств, которые присущи школьнику. Эти качества находятся на стадии формирования. Так, как они зарождаются в процессе той деятельности, для которой они нужны. Это доказывает то, что дошкольник имеет предпосылки к их успешному усвоению.

Дети старшего дошкольного возраста уже компетентны во многих видах деятельности. Они способны самостоятельно принимать решения, на основе полученных ими знаний. В совместных действиях со сверстниками, учитывают их интересы, договариваются, стараются качественно выполнить задания.

Как полагал Л. С. Выготский, следование инструкциям взрослого, это и есть проявление развития волевого начала и произвольности. Стремление объяснить непонятное, это новый этап познавательного развития. Постепенно угасает доминирование личностных мотивов. Начинается развитие эмпатии, отношения к собственной жизни. Завершается этап игровой деятельности и начинается постепенный переход к учебной.

Д. Б. Эльконин считал, что ребенок переходит в новый возраст тогда, когда возникает ориентация на смысл собственного поступка. Важным моментом является своевременная диагностика этого перехода.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что при переходе из дошкольного учреждения в школу у детей существует ряд проблем. Формирование готовности к школе должно осуществляться в дошкольном детстве. Именно тогда закладываются предпосылки учебной деятельности.

Д. Б. Эдьконин, подробно описал «эпоху детства», в котором он выделил два периода: 1)детство дошкольное (0-6 лет); 2)детство младшее школьное (6-10 лет). Первый этап знакомит ребенка с усвоением норм и правил, в результате чего развивается мотивационно-потребностная сфера.

Второй этап, это усвоение, тех способов и действий, что является основой операционног-технической сферы.

Периодизация Д. И. Фельдштейна социализация личности распределена на три периода.

1) от 0-3лет

2) от 3-6 лет

3) 6-10 лет

Если второй этап, по его мнению, это «Я и общество», то третий период, это «Я в обществе». Сравнивая периодизации Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдтштейна, можно заметить единство возрастно-психологических особенностей, которые служат основой для становления ребенка, как субъекта учебной деятельности.

Теория возрастного развития необходима для определения психологической готовности к обучению в школе.

Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. И. Савенков, в теории возрастного развития, отмечали, что анализ следующих параметров необходим для определения психологической характеристики :

- ведущие возрастные задачи развития;

- возрастные психологические новообразования

- физиологическое и физическое развитие;

- средства возрастной адаптации.

Ведущие возрастные задачи

Формирование нравственных норм

Как мы уже говорили выше, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в усвоении социальных норм, что является необходимым звеном в психологической готовности ребенка к школе. Именно в этом периоде ребенок должен усвоить необходимый кодекс правил и норм. Изначально ребенок стремиться соблюдать правила для того, чтобы получить похвалу взрослого.

Формирование произвольности

От формирования произвольности зависит успешность обучения. Это качество проявляется у всех детей по-разному. Но результатом произвольности является: целеполагание, действия по образцу и инструкции, целеполагание и другое.

Развитие логического мышления.

Для развития логического мышления ребенок старшего дошкольного возраста, должен выделять и четко формулировать предмет своего познания. Главную роль в развитии мыслительных процессов играет умственная активность. Она может проявляться в любознательности, в целенаправленном поиске новой информации и так далее. Анализируя психологическую готовность к школе, важно учесть, что умственная готовность может идти впереди социального развития.

Рассматривая периодизацию М. И. Лисиной, можно заметить, что для детей старшего дошкольного возраста, характерна завышенная самооценка. Это является возрастной нормой, которая позволяет ребенку уверенно включиться в новую деятельность. Постепенно на смену придёт сформированное самосознание, он начнет анализировать свои поступки и его самооценка станет адекватной.

Важно, чтобы ребенок прошел все эти возрастные задачи. Переход на новый этап возможен лишь в том случае, если пройдены все звенья, и сформировались новообразования.

Это новый этап в развитии личности, в котором происходят психические и социальные изменения. Как полагал, Л. С. Выготский, это новые изменения, которые появляются впервые, и меняют сознание ребенка, его отношения к окружающей среде, его внешнюю и внутреннюю позицию к жизни. Главное достижение в данном периоде, это развитие произвольности. Проявление рефлексии, говорит, что у ребенка идет становление процессов произвольности. Распределение мотивов на значимые и второстепенные, постановка и достижение цели, указывает на ее становление.

Произвольность делает взрослеющего человека активным, стремительным, уникальным субъектом, зарождается желание быть успешным, учиться, и готовность научиться.

Физическое и физиологическое развитие

Учет данных особенностей ребенка необходим, потому что, попустительство потому, этих особенностей, искажает выстраивание психолого-педагогического процесса. Нужно использовать природные задатки и возможности организма ребенка. Это может отрицательно сказаться на здоровье и развитие ребенка, а именно: психологические травмы, соматические заболевания, утомляемость и другое.

Физиологическое созревание продолжается на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного детства. Окостенение скелета еще не закончено. Все это учитывается, при распределении нагрузки. Другими словами, можно сказать, что дети в этом возрасте недостаточно выносливые, скелет легко деформируется, хотя они гибкие и подвижные. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем мелких, что в свою очередь оказывает влияние на мелкую моторику. Поэтому многие испытывают трудности при овладении письмом.

Быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, связана процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Все физиологические изменения важны. Для успешного включения в учебную деятельность важно психическое и физиологическое благополучие.

Средства возрастной адаптации

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, основные средства адаптации являются: игра, учение, трудовая деятельность. Игра как ведущий вид деятельности позволяет ребенку раскрыть себя. При переходе из дошкольного учреждения в школу, она не исчезает, а лишь меняет правила, усложняется, «растет» вместе с ним. Проигрывание жизненных ситуаций является мощным психотерапевтическим средством.

У дошкольников развита потребность в учении. Необходимо, чтобы познавательные потребности удовлетворялись своевременно, но при этом не забывать о зоне ближайшего развития. Если учебные навыки и умения недостаточно сформированы, это спровоцирует трудности в адаптации.

Трудовая деятельность, приобретает смысл, если ребенок осознает значимость собственного результата. Организованный труд, формирует ответственность, воспитывает трудолюбие, учит оценивать свою работу.

Таким образом, можно говорить о том, что психологическая готовность к школьному обучению должна определяться, исходя из всех вышеперечисленных возрастных особенностей детей. Правильно выстроенная модель психологической готовности к школе, будет способствовать воспитать ребенка, психологически готовым к школе.

Следовательно, психологическую готовность к обучению в школе можно трактовать как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста.

Список используемых источников

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, серия «Мастера психологии». – 2008

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. : Питер, 2004

3. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников – Книгинев, 1983

4. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : ВЛАДОС, 2001

5. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. (Под. Ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера). – М., 1988

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к обучению в школе как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 10 марта 2020 в 21:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД