Папки-передвижки

Психологическая готовность к обучению в школе

Ирина Малышенко
Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника.

Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости.

Публикация «Психологическая готовность к обучению в школе» размещена в разделах

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.

Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, социальной позиции школьника, произвольной регуляции познавательной деятельности.

В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:

1. Умение осознанно подчиняться правилу.

2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме.

4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.

И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, т. к. «речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления».

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков.

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Психологическая готовность к школе

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность • Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

• Сформированность начальных умений учебной деятельности.

• Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

• Логическое запоминание.

• Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

• Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

• Развитие фонематического слуха.

Личностная готовность Принятие новой социальной позиции.

Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Развитие познавательных критериев, любознательности.

Развитие желания ходить в школу.

Произвольное управление своим поведением.

Объективность самооценки.

Потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Развитие потребности в общении.

Умение подчиняться правилам и нормам.

Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Эмоциональная устойчивость.

Сформированностьнебоязни трудностей.

Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Умение систематически выполнять задания.

Определение психологической готовности детей к школьному обучению

Е. И. Рогов

В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и др. поведенческими характеристиками».

Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

Публикации по теме:

Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школе предполагает комплексную работу. Комплексная работа подразумевает проведение.

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школеВзаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к обучению в школе
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 08:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД