Получи документы

Психологическая готовность к школе

Ольга Валерьевна Шабашная
Психологическая готовность к школе

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поймёте, что такое психологическая готовность ребёнка к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно подготовиться к началу школьного обучения.

Совсем немного времени осталось до начала учебного года. Если Вы – родители будущего первоклассника, Вам просто необходимо знать, готов ли Ваш ребенок к школе. Ответ на этот вопрос осложняется полным непониманием сути подготовленности ребенка к школе, которое встречается сплошь и рядом. На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» многие родители с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе – намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать. О том, что такое психологическая готовность ребенка к школе, мы сегодня и поговорим!

Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Разные психологи трактуют психологическую готовность по-разному. Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность, двигательное развитие.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе:

Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и т. д. Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе, можно подумать, что это то, самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду, в общем.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т. п.

Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанный на карте клад.

Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. п.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Личностно-социальная готовность ребенка к школе:

Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роли школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, с взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

К сожалению, многие дети, оказываются неготовыми к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.

Зачастую отсутствие этого компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его неспособности сделать домашнее задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта разрешения конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.

Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Если у вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Мотивационная готовность ребенка к школе:

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата…

В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:

- к школе,

- к учителю,

- к учебной деятельности,

- к самому себе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе:

Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т. п.

Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже. В чем же дело? Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной. Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родителям не надо сидеть сложа руки, ожидая, что эмоционально-волевая готовность ребенка к школе придет сама. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать. Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он, то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

Большое значение для психологической готовности ребёнка к школе имеет двигательное развитие.

Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал при письме. У ребёнка должно быть сформировано умение внимательно рассматривать картинку, предмет, выделять отдельные детали. Обратите внимание на координацию между собой движений рук и глаза. Ребёнку в процессе учёбы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он рассматривает. Поэтому очень важны согласованные действия глаза и руки. О трудности координации говорит то, что многим детям легче рисовать по памяти, чем с натуры. Для развития зрительно-двигательной координации помогут те же зрительные диктанты. Только, если для развития волевой готовности ребёнок делает задание под диктовку, то для развития зрительно-двигательной координации мы дадим ребёнку образец, который ему необходимо скопировать. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр очень поможет ребёнку в развитии необходимых навыков.

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

Публикации по теме:

Психологическая готовность детей к школе "Психологическая готовность детей к школе" Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Психологическая готовность ребенка к школе Сообщение для воспитателей «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКАК ШКОЛЕ» Подготовила: Зам. зав. по ВМР Кукарская Т. Б. Личностная готовность.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: мотивационную, волевую, интеллектуальную и социальную готовность.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе» В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько.

Отчет по самообразованию «Психологическая готовность ребенка к школе» «Психологическая готовность ребенка к школе» АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проблемы обуславливается тем важным моментом, который происходит.

Памятка для родителей «Психологическая готовность к школе» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ Мы часто слышим жалобы от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание.

Презентация «Психологическая готовность к обучению в школе» «Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. (Венгер.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника и в семье и в детском.

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школеПсихологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе Пояснительная запискаПроблема готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педгогов-психологов. В практике обучения.

Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школе» Учебная мотивация складывается у будущих первоклассников при наличии познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 03:05
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД