Елена Иванова
Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации».
Содержание:
• Теоретические подходы к изучению гендерных различий.
• Понятие психологической готовности к школьному обучению.
Публикация «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Теоретическое обоснование зависимости психологической готовности обучения к школе старшего дошкольника от его гендерной принадлежности.
• Заключение.
Одной из фундаментальных характеристик личности является половая принадлежность. Появляясь на свет, ребенок растет и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка, и поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание ребенка должно осуществляться прежде всего с учетом полоролевых функций.
Психофизиологи (Кон И. С., Геодакян В. А., Б. И. Додонова и др.) считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному.
Это различия:
• - познавательных способностей и познавательных процессов;
• - восприятия окружающего мира;
• - темпов, стратегии переработки и усвоения информации;
• - в преимущественном формировании различных видов мышления;
• - в организации внимания;
• - в уровне активации эмоций в процессе обучения;
• - в уровнях адаптивных возможностей организма и психики;
• - в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.
Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: «. ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы».
По данным Т. М. Титоренко мальчики и девочки существенно отличаются в развитии.
У девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика, раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. Девочек интересует человек и его окружающая среда: одежда, предметы домашнего обихода. Предпочитают порядок в вещах.
Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремление не созерцать, а видоизменять.
Ключевой фигурой реализации гендерного подхода в образовании является педагог. Педагоги как носители гендерной культуры общества и собственных гендерных представлений влияют на гендерную социализацию воспитанников, становление полоролевых ценностей, полоролевого поведения. Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности. В ряде современных исследований выявлялись особенности гендерных представлений и установок учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений.
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).
На основании исследований можно сделать вывод о различении в психологической готовности к обучению в школе мальчиков и девочек.
Мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки - однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Внимание у мальчиков более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек. Мальчики предпочитают высокий темп подачи материала. Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации стимулирует их деятельность. Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач способствует активизации их мыслительной деятельности. Большое количество нестандартных, логических заданий повышает мотивацию обучения. Для девочек характерен размеренный темп занятий.
В процессе учебно-воспитательной работы учителю необходимо учитывать следующие особенности мальчиков и девочек:
- показатели учебной деятельности (педагогический мониторинг);
- показатели уровня умственного развития;
- показатели уровня развития эмоционально-волевой сферы;
- личностные характеристики учащихся;
-результаты диагностики психологической атмосферы в классе взаимоотношений учащихся.
Вывод: при организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать гендерные различия мальчиков и девочек, что будет способствовать повышению качества усвоения учебного материала.
На подготовительном этапе и при обучении в первом классе необходимо осуществлять подбор методов и приемов обучения с учетом пола детей.