МААМ-картинки

Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации

Елена Иванова
Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации
▼ Скачать + Заказать документы

«Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации».

Содержание:

• Теоретические подходы к изучению гендерных различий.

• Понятие психологической готовности к школьному обучению.

Публикация «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации» размещена в разделах

• Теоретическое обоснование зависимости психологической готовности обучения к школе старшего дошкольника от его гендерной принадлежности.

• Заключение.

Одной из фундаментальных характеристик личности является половая принадлежность. Появляясь на свет, ребенок растет и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка, и поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание ребенка должно осуществляться прежде всего с учетом полоролевых функций.

Психофизиологи (Кон И. С., Геодакян В. А., Б. И. Додонова и др.) считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному.

Это различия:

• - познавательных способностей и познавательных процессов;

• - восприятия окружающего мира;

• - темпов, стратегии переработки и усвоения информации;

• - в преимущественном формировании различных видов мышления;

• - в организации внимания;

• - в уровне активации эмоций в процессе обучения;

• - в уровнях адаптивных возможностей организма и психики;

• - в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.

Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: «. ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы».

По данным Т. М. Титоренко мальчики и девочки существенно отличаются в развитии.

У девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика, раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. Девочек интересует человек и его окружающая среда: одежда, предметы домашнего обихода. Предпочитают порядок в вещах.

Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремление не созерцать, а видоизменять.

Ключевой фигурой реализации гендерного подхода в образовании является педагог. Педагоги как носители гендерной культуры общества и собственных гендерных представлений влияют на гендерную социализацию воспитанников, становление полоролевых ценностей, полоролевого поведения. Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности. В ряде современных исследований выявлялись особенности гендерных представлений и установок учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений.

Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).

На основании исследований можно сделать вывод о различении в психологической готовности к обучению в школе мальчиков и девочек.

Мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки - однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Внимание у мальчиков более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек. Мальчики предпочитают высокий темп подачи материала. Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации стимулирует их деятельность. Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач способствует активизации их мыслительной деятельности. Большое количество нестандартных, логических заданий повышает мотивацию обучения. Для девочек характерен размеренный темп занятий.

В процессе учебно-воспитательной работы учителю необходимо учитывать следующие особенности мальчиков и девочек:

- показатели учебной деятельности (педагогический мониторинг);

- показатели уровня умственного развития;

- показатели уровня развития эмоционально-волевой сферы;

- личностные характеристики учащихся;

-результаты диагностики психологической атмосферы в классе взаимоотношений учащихся.

Вывод: при организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать гендерные различия мальчиков и девочек, что будет способствовать повышению качества усвоения учебного материала.

На подготовительном этапе и при обучении в первом классе необходимо осуществлять подбор методов и приемов обучения с учетом пола детей.

Публикации по теме:

Психологическая готовность ребенка к школе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая.

Доклад «Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов» На сегодняшний день практически общепризнано, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое.

Консультация для родителей на тему «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста» В истории человечества.

Психологическая готовность детей к обучению в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения.

Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к школе Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и.

Психологическая помощь и поддержка в социализации школьников на базе учреждения дополнительного образования Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей. Понятие социализации.

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению к школе» «Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ» Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе». Актуальность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе. Задачи: Познакомить родителей.

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Цель: познакомить родителей с понятием психологической готовности детей к обучению в школе. Материалы: бланки анкет на каждого родителя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации
Опубликовано: 28 мая 2017 в 18:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова (УИ 453336) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД