Нина Беляева
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Готов ли ваш ребенок к школе? Какова роль родителей в подготовке сына или дочери к школе, в чем, по мнению матерей и отцов, должна заключаться помощь будущему школьнику, чему его надо научить до школы?
Публикация «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
Большинство родителей понимают подготовку к школе несколько односторонне. Одни заимствуют методы, описанные в популярной педагогической литературе, другие используют советы знакомых и опыт своей собственной школьной жизни и обучают детей чтению, математике и письму. В своем стремлении создать основу для школьных успехов они заходят очень далеко: не только обучают ребенка чтению и математике, но до школы порой проходят почти весь курс первого класса, используя при этом стабильные учебники, тетради, прописи.
Другие вообще не обращают внимание на интеллектуальное развитие своих детей, считая дошкольный возраст возрастом беззаботных игр и развлечений.
Безусловно, специальная подготовка важна, но она не исчерпывает всего многообразия аспектов, связанных с подготовкой детей к школьной жизни.
Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни ребенка. Меняется его социальная позиция: он становится школьником, основная деятельность которого – учение.
Как важно ребенку преодолевать первые трудности. Только физически здоровому, закаленному ребенку они под силу. Самочувствие ребенка отражается на его успеваемости. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья дошкольника – это вместе с тем забота о его будущих школьных успехах.
Гигиенически полноценный ночной сон и дневной сон, достаточная двигательная активность на свежем воздухе, чередование различных занятий с отдыхом, рациональное питание - необходимые условия, от которых зависит здоровье ребенка.
Режим! Многие считают, что в субботу и в воскресенье от него можно отступить. Родители даже не подозревают, какую «медвежью» услугу оказывают они ребенку. Дело в том, что с нарушением режима происходит ломка так называемого динамического стереотипа, что вызывает дискомфортное состояние дошкольника.
Многолетние наблюдения показывают, как трудно работать с детьми в понедельник: они не собраны, рассеяны, перевозбуждены. Почему возникает такая картина? Ответ прост: родители недооценивают значение режима.
В семье, где есть дошкольник, необходимо всегда помнить о режиме. Важно, чтобы и в выходные дни ребенок вовремя завтракал, обедал, ужинал, чтобы он мог днем отдохнуть, побыть на свежем воздухе, а вечером в точно определенный час лечь спать.
О закаливании говорят много и будто бы убедительно, однако родители нередко страшатся его: «Какое закаливание! Чуть недосмотришь, уже чихает и кашляет!» закаливающие процедуры в каждом конкретном случае надо выбирать, исходя из сезонных условий, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка. Предварительно следует посоветоваться с лечащим врачом. Однако, закаливающие мероприятия не помогут, если не заботиться о рациональной одежде ребенка.
Как только наступает прохладная погода, детей стараются одевать потеплее. Такая «забота» часто доходит до абсурда. Иной раз видишь, что на ребенка надевают так много всякой одежды, что он становится неподвижен и вынужден всю прогулку стоять или сидеть. В таком случае никакая одежда не может спасти его от холода. Некоторые дети, прилагая огромные усилия, все таки начинают двигаться. При этом очень скоро они становятся потными. И в том и в другом случае ребенок может простудиться.
Одежда детей должна быть теплой, легкой, непромокаемой, соответствовать погодным условиям дня – это одно из важных звеньев в системе закаливания ребенка.
В дошкольном возрасте особенно велика потребность детского организма в движении. Создаются ли в семье условия, обеспечивающие двигательную активность детей?
Много приносят пользы и доставляют радости подвижные игры на воздухе, катание на велосипеде, санах, коньках. Правильно делают те родители, которые активизируют двигательную активность детей, а не сковывают ее, с уважением относятся к интересам и потребностям ребенка, а не бранят его постоянно за стремление побегать и попрыгать, разъясняют необходимые правила безопасности.
В последние годы в семьях, где есть дети, все острее встает новая проблема – просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что дети проводят много времени у телевизора. Некоторые из них просматривают все передачи подряд, в душной комнате, часами оставаясь неподвижными. Обилие впечатлений возбуждает и утомляет ребенка. Таких детей почти невозможно отправить погулять. Им уже не хочется кататься на коньках или играть в футбол. Все это заслоняет от них экран телевизора. Дети превращаются в маленьких старичков: поели и на диван. Взрослые могут заниматься своими делами, в доме тихо. Как удобно!
Такая прикованность к телевизору появляется еще в дошкольном возрасте, если родители не заботятся о правильной организации досуга ребенка, не прививают любовь к спорту, не побуждают к творчеству.
Став школьником, ребенок также будет тянуться к телевизору. Его трудно приобщить к активному отдыху, без которого невозможна успешная учеба. Уроки он будет делать наспех.
Учение – это серьезная работа, которая будет оцениваться взрослыми не так, как игра. Пока ребенок маленький, его часто хвалят за то, что он быстро и хорошо поел, убрал игрушки, самостоятельно оделся. Большинство родителей не скупятся на такую похвалу.
Проанализируйте, всегда ли похвала, которую вы так щедро расточаете, заслужена ребенком. Похвала оказывает неоценимое воздействие на маленького человека, когда она справедливо заслужена, когда она заработана путем большого усердия, когда одержана победа над собой, преодолены трудности, когда результат усилий может порадовать и самого ребенка и окружающих.
В настоящее время дошкольники получают большой объем информации. Источником ее являются телевидение, радио, книги, рассказы взрослых. Вместе с тем, нередко бывает, что обилие информации развивает ребенка односторонне.
Родителям необходимо направлять работу мысли детей, побуждать их высказывать свое мнение о прочитанном или увиденном, вовлекать в беседы о различных явлениях общественной жизни, окружающих предметах. Во время чтения, рассматривания иллюстраций, прослушивания радио и телепередач имеет смысл ставить перед ребенком вопросы, приковавшие его внимание к ключевым явлениям или событиям.
Развивая мышление и формируя познавательные интересы дошкольника, вы готовите благодатную почву для предстоящей учебной деятельности.
К концу дошкольного возраста у ребенка складываются привычки, связанные с культурой общения с окружающими. Ребенок должен уметь выражать свои просьбы в спокойном и вежливом тоне, употреблять в речи слова «пожалуйста», «спасибо», «извините», не перебивать говорящего, быть предупредительным. Важно, чтобы нравственные представления не оставались в пределах рассуждений о добре и зле, о дурном и хорошем, не были далекими от действительности, чтобы нравственные правила стали нормой поведения, внутренним убеждением ребенка, чтобы он следовал известным ему правилам всегда и при любых обстоятельствах. Взаимоотношения, которые складываются у ребенка со сверстниками, во многом будут определять его отношение к предстоящей школьной жизни. Как ребенок сможет войти в новый для него коллектив, найти себе товарищей, быть верно понятым, не поднятым на смех – все это волнует будущего школьника. И чтобы у ребенка складывались доброжелательные, ровные, устойчивые отношения с товарищами, необходимо еще в дошкольном возрасте познакомит его с правилами, регулирующими поведение в коллективе: умей договориться, уступи, помоги товарищу, замечать, что другому необходимо твое участие, сочувствие, и, что особенно важно, научить радоваться победам товарищей, искренне огорчаться их бедам и неудачам.
В заключение хотелось бы пожелать родителям успехов в созидании личности ребенка, в отыскании тех единственно верных тропинок, которые помогут сыну или дочери выйти на широкую дорогу школьной жизни.