Психологические основы сенсорного воспитания

Дина Владимировна Кислица
Психологические основы сенсорного воспитания

Психологические основы сенсорного воспитания.

Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей.

Первое положение. В отечественной психологии такие познавательные процессы, как ощущение и восприятие рассматриваются как рефлекторные процессы, что позволяет их рассматривать как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. Для новорожденного ребёнка характерно общее, слитное и недифференцированное отражение окружающего мира. И только с развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, т. е. осуществляется предметное восприятие.

Второе положение. Развитие восприятия у ребенка рассматривается в педагогической науке как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных действий – обучение ребенка действиям обследования предмета. В результате чего восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, осваиваемое ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеют сенсорные эталоны.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и выходит за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит три периода:

- первый период длится до начала третьего года жизни - это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д;

- второй период длится в среднем до пяти лет: ребёнок пользуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам. Так, овал определяется через форму огурца (как огурчик).

- третий период характеризуется усвоением систем общепринятых эталонов, которое происходит в возрасте пяти лет и старше, в этот период ребенок уже соотносит качества предметов, предметы с освоенными общепринятыми эталонами: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Овладение системами перцептивных (обследовательских) действий и системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой — овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщенными, свернутыми и целенаправленными. Это освоение общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными действиями меняет характер восприятия: ребенок получает возможность видеть известное в незнакомом, получает возможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и полных представлений.

Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов.

Отечественная психология утверждает, что развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем — с более сложными деятельностями: изобразительной, конструктивной, трудовой, игровой, учебной. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.

Психологические основы сенсорного воспитания определяют задачи, содержание, условия, методы, приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы.

1. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2009г.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

4. Дошкольная педагогика/Под. Ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1988г.

5. Реан. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 432с.

Публикации по теме:

Формирование основ экологического воспитания посредством сенсорного развития Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания». Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование.

Необходимость сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание необходимо для полноценного развития ребенка. Во многом успешность человека в будущем, его умственное, физическое,.

Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста МБОУ №35 «Малышок» г. Шадринск Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое.

Основы экологического воспитания у старших дошкольников Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период.

Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. ПРОГРАММА Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. (из опыта работы) Составила воспитатель.

Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитание культуры поведения как задача нравственного воспитания.

Условия успешности сенсорного воспитания дошкольников Сенсорное воспитание является основой умственного развития и воспитания ребенка. Оно направлено, прежде всего, на развитие зрительного,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Психологические основы сенсорного воспитания
Опубликовано: 17 марта 2018 в 19:40
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия «В гости к Фиксикам»
Конспект занятия В гости к Фиксикам Образовательные области: познавательно - речевая и коммуникативно-личностная. Интеграция видов деятельности:...
Лэпбук на якутском языке «Животные и растения Якутии».
Лэпбук "Животные и растения Якутии" Хангаласский улус, село Улахан - Ан МБДОУ 15 "Кыымчаан" Обучающий Лэпбук создан для ознакомления детей...
Открытое занятие «Путешествие по сказкам» младшая группа.
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Путешествие по стране сказок» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знание русских народных сказок...
ООД по художественно-эстетическому развитию «Вишенки на торт Ёжика» в группе раннего...
Задачи : систематизировать знания детей о фруктах. Обеспечить развитие умения катать шарик. Воспитывать желание заботиться о ежике. Материалы:...
ООД по речевому развитию в группе раннего развития «В осенний лес к ёжику»
Задачи: систематизировать знания детей об осенних приметах. Формировать умения говорить небольшими предложениями. Предварительная работа: Разучивание ч...