МААМ-картинки

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания

Анастасия Якубова
Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания

Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности личности старшего дошкольного возраста, после чего можно будет утверждать, что данные особенности находятся в тесной связи с методами родительского воспитания.

Публикация «Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания» размещена в разделах

Ключевые слова: личность, особенности личности, старший дошкольный возраст, семья, методы родительского воспитания, психолого-педагогическая литература.

В психолого-педагогической литературе личность не есть целостность, обусловленная генотипически. Процесс формирования личности может быть представлен как непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий, факторов и обстоятельств.

Чтобы начать рассматривать особенности личности необходимо четко понимать, что такое личность. Личность - это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Психологи выделяют три важнейших блока, составляющих такое сложное, цельное явление, как личность :

1. Направленность личности (определяется системой отношений к окружающему миру, мотивами поведения, потребностями, интересами). В данном случае многое здесь будет зависеть от взрослого, а именно, на какие чувства подвинут они своего ребенка, на каких нравственных, этических ценностях станут строить общение с ним.

2. Возможности личности (как ребенку удается осваивать мир в конкретной - бытовой, игровой, художественной, элементарной трудовой деятельности). Взрослые считают, что возможности ребенка, ограничены. На самом деле, все зависит от системы воспитания. Родители должны знать об этом и поддерживать единую линию требований к ребенку.

3. Стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер, индивидуальность человека). Обуславливают такие черты личности, как сочувствие ближнему, желание ему помочь, умение уступить другому, терпеливо относится к нему. Ребенок учится любить не только близких родственников, но и других людей.

Различные психологи по-разному определяют понятие "личность".

Личность, по мнению Б. Г. Ананьева, - не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство.

Л. И. Божович определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я".

Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

По С. Л. Рубинштейну, личность - это сложное целое, в котором можно выделить три блока: 1) чего человек хочет, 2) что он может, 3) что он есть.

К. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия.

К. Роджерс описывал личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Согласно З. Фрейду, личность не что иное, как замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему.

По мнению Э. Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.

Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений многогранна.

Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. У детей в данном возрасте возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Изучение мотивов дошкольников дает возможность установить среди них две группы: личные и общественно значимые. В старшем дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами, которые формируется у них в общении со взрослыми, взрослые дают оценку противоположных действий и предъявляют требования.

Особенности личности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными и зарубежными педагогами и психологами -

З. И. Икуниной, Н. Н. Поддьяковым, Л. А. Венгером, К. Роджерсом,

Э. Эриксоном, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным, В. С. Мухиной, А. Н. Леонтьевым и др.

Эльконин Д. Б. подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития - от отделения себя от взрослого ("Я сам") до открытия своей внутренней жизни, самосознания.

Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение, у ребенка проявляется упрямство, негативизм (кризис 6-7 лет). Изучая эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается, возникает осмысленность в собственных переживаниях, меняется отношение ребенка к окружающему миру.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В старшем дошкольном возрасте формируются все стороны личности ребенка : интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-практическая. В данном возрастном периоде вместо познавательного типа общения ребенка со взрослыми на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности, в основном, верно, осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, у детей формируется самооценка.

У ребенка в старшем дошкольном возрасте гармонизируются отношения со взрослыми, и он очень нуждается в родительской любви и нежности, так же взрослый воспринимается им как учитель и наставник.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Семья является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье.

Влияние родительского воспитания на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами и психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. Найти отношение к семье как фактору воспитания и оценку ее роли в формировании личности ребенка можно в сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, Ж. -Ж. Руссо др. В последствие, в России изучением данной проблемы занимались такие выдающиеся ученые как: Н. К. Крупская, А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Конкретно, особенностями формирования личности ребенка в семье занимались и занимаются: Ю. П. Азаров, Д. Н. Добрович, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С. В. Ковалёв, Н. В. Бондаренко и многие другие.

Семья является важнейшей средой формирования личности дошкольника. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями и методы родительского воспитания являются чрезвычайно важными факторами развития личности. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное.

Можно выделить четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

1) Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семьи (взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов (детей).

2) Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Естественно, вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план.

3) Тактика "невмешательства" порождает систему межличностных отношений в семье, строящуюся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей.

4) Сотрудничество как тактика воспитания предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Рассмотрев типы семейных взаимоотношений и четыре тактики семейного воспитания, можно выделить сотрудничество, как наиболее эффективный тип семейных взаимоотношений.

Американский психолог Дж. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно с верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер т. д.

Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное взаимодействие родителей и детей. Методы имеют соответствующую специфику, а именно: влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям; выбор методов зависит от понимания родителями цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

Вследствие этого методы родительского воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Можно сказать, сколько родителей, сколько и разновидностей методов, но как показывает анализ литературы, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

- метод убеждения, который предусматривает педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями (объяснение, внушение, совет);

- метод поощрения, предполагающий использование системы педагогически целесообразных средств, целью которых является побуждение ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (подарки, похвала, перспектива);

- метод совместной практической деятельности, который подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение выставок, музеев, театров; семейные выезды на какие-либо мероприятия; благотворительные акции и хорошие, добрые поступки и т. д.);

- метод принуждения или наказания, предполагающий применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. (просмотр телевизора, использование компьютера или планшета, прогулки, игры с друзьями и т. д.);

- личный пример.

Помимо различных методов родительского воспитания на формирование определенных черт личности ребенка старшего дошкольного возраста оказывают влияние различные факторы. В. С. Мухина в своих работах отмечает, что сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это важное условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста оказывает семья. Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля, тактики и методов родительского воспитания.

Список литературы:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". - СПБ. : Издательство "Питер", 2011. - 400 с.

2. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. М:. Просвещение, 1983. - 188 с.

3. Баркан А. И. Его Величество Ребенок каков он есть. Тайны и загадки. - М. : ОАО "СТОЛЕТИЕ", 1996. - 368 с.

4. Ковалёв А. Г. Психология семейного воспитания - М. : Проспект, 2006. - 354с.

5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 1999. - 232 с.

6. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М. : СК "Сфера", 1999. - 362 с.

7. Популярная психология для родителей / Под. ред. А. А. Бодалева. - М. : Педагогика, 1988. - 256 с.

8. Шведовская А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог. наук. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. - 30 с.

Публикации по теме:

Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста Актуальность. В настоящее время все больший интерес психологов сосредоточивается на новом обращении к дискуссионной проблеме связи психического.

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков По мнению зарубежных исследователей М. Купер и А. Мэтьюз, цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали.

Русская здоровьесберегающая педагогика и анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6–7 летнего возраста На сегодняшний день проблемы воспитания здорового человека и сохранение здоровья учащихся остро стоят перед образовательными учреждениями.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития» Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания
Опубликовано: 30 января 2017 в 21:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД