нина грищенко
Консультация для педагогов «Психологический комфорт как условие нормального психосоциального развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями.
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают его.
Публикация «Консультация для педагогов „Психологический комфорт как условие нормального психосоциального развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название "психологической безопасности". Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.
Для обеспечения психической безопасности ребенка следует включать следующие мероприятия:
• систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка через тренинги и средствами физического воспитания: подвижные, народные игры, виброгимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
• аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята);
• работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками: арттерапия (лечение искусством, творчеством, увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма);
• предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
• расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми;
• создание развивающей предметно-пространственной среды.
Какие же психолого-педагогические способы создания психологического комфорта должны присутствовать у детей при организации воспитательно-образовательной работы с ними? Важно, чтобы:
• у детей преобладало положительное эмоциональное состояние;
• у ребенка присутствовало бодрое жизнерадостное настроение;
• эмоциональные реакции детей были положительно окрашены: улыбкой, смехом, контактом с окружающими, отсутствием страхов;
• ребенка не наказывали ограничением движений;
• чаще использовался игровой метод организации работы с детьми, так как игра вызывает положительные эмоции, повышает интерес к занятиям.
Установлено, что в основе всех психосоматических нарушений лежит тревога и депрессия, а отрицательные эмоции — это основа для развития депрессии и тревоги.
Причины отрицательных эмоций у дошкольников следующие:
• cрыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или общения).
• неправильные воспитательные приемы (сверхзабота, потакание, излишняя требовательность, властность).
• неправильное построение режима дня ребенка.
• отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.
• создание односторонней привязанности.
• отсутствие единого подхода к ребенку.
Важную роль в поддержании психического здоровья играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние другого.
Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции.
Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека.
Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.
Познание самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими.