Психологический практикум для начинающих педагогов «Знать и понимать ребенка»

Наталья Доломанова
Психологический практикум для начинающих педагогов «Знать и понимать ребенка»

Цель: помочь педагогам понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения; разобраться в особенностях поведения ребенка в этот период, осуществить анализ оптимальных условий для успешной адаптации.

Материал: цветные карточки (черные, красные, зеленые, тексты с описанием характера привыкания ребенка к дошкольному учреждению.

Ход практикума:

Разбить педагогов на 3 команды.

Уважаемые коллеги, определите, пожалуйста, степень своей тревоги, относительно предстоящего набора детей в дошкольное учреждение. На столе лежат цветные карточки. Черная означает сильную тревогу, красная- умеренная, зеленая – спокойствие, уверенность. Необходимо выбрать карточку и обосновать свой выбор.

Возможные причины тревожности:

- недостаточный уровень профессиональной компетентности;

-Личные проблемы педагога (конфликтность, профессиональное выгорание и тд)

-наличие страхов и опасений.

Адаптация –(от лат. «приспособляюсь») процесс приспособления к новым условиям среды, общения, отношения, жизнедеятельности.

Адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести, тяжелую.

Задание 1.На ваших столах лежат 3 карточки, на которых описан характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения. Расположите тексты в порядке возрастания степени тяжести адаптации.

Ситуации:

1. Егор М. Мальчик достаточно долго привыкал к детскому саду. Так, при расставании с мамой начинал плакать уже в раздевалке, просил:«Мамочка, не оставляй меня!». Проявлял к воспитателю бездеятельно негативное отношение. Стрессовое состояние не позволило ему спокойно воспринимать окружающее, он сидел в уголке, отвернувшись от всех, плакал и приговаривал: «Хочу домой. Когда придет моя мама?» Уговоры воспитателя как будто не слышал. Мама жаловалась, что хуже стал говорить, просится вместе с ней спать, во сне вздрагивает, часто просыпается, проверяя рукой, рядом ли мама. За период привыкания часто болел.

2. Коля С. Быстро освоился в новой обстановке группы, умеет сам занять себя. При необходимости спокойно и уверенно обращается к воспитателю. Лишь в первые дни в его поведении была замечена некоторая растерянность, беспокойство, долго не мог заснуть во время тихого часа.

3. Света П. В период привыкания к детскому саду девочке было свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние. При отсутствии воспитателя она начинала плакать или проявляла явную готовность заплакать. Постоянно наблюдала за действиями воспитателя, охотно контактировала с ним, сверстников первое время сторонилась. Отношение к пище избирательное, длительное время категорически отказывалась раздеваться при укладывании спать. Наблюдались расстройства желудка, незначительное повышение температуры. Поведение девочки нормализовалось лишь к концу первого месяца пребывания в группе.

По итогам выполнения задания проводится короткое обсуждение особенностей адаптации детей.

Задание 2. Успех адаптации зависит от различных причин. Рассмотрите примерный перечень факторов, влияющих на успешную адаптацию и выберите 3 самых главных, на ваш взгляд, пронумеровав их по степени важности.

Факторы, влияющие на характер адаптации.

1. Состояние здоровья ребенка

2. Уровень развития ребенка

3. Возраст ребенка

4. Режим дня

5. Новые требования

6. Незнакомые взрослые

7. Большое количество детей

8. Тип семейного воспитания

9. Общение со сверстниками и взрослыми

10. Индивидуальные особенности ребенка

11. Личность родителей

12. Межличностное общение родителей

13. Биологический анамнез (протекание беременности, осложнения при родах)

14. Социальный анамнез (особенности развития первых лет жизни)

15. Согласованность действий участников адаптационного процесса.

? Как вы считаете можно ли с достаточной долей вероятности прогнозировать степень тяжести адаптации того или иного ребенка?

? Различают ли методы и приемы, в зависимости от характера адаптации?

Вывод: в процессе наблюдения за ребенком во время предварительного знакомства, а также в первые часы пребывания в детском саду, обращая внимание на его высказывания, эмоциональное состояние, отношение к окружающим взрослым и сверстникам, можно условно определить группу адаптации ребенка и соответственно выбрать методы и приемы взаимодействия с ребенком.

Задание 3 Каково будет содержание деятельности педагога в зависимости от группы адаптации ребенка к дошкольному учреждению

1. команда – легкая, 2 – средняя, 3 – тяжелая

Содержание деятельности педагога в зависимости от группы адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Тяжелая - потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания, информации.

Характер поведения ребенка - Замкнутость, беспокойство, нередко длительный плач, постоянное ожидание родных, зовет маму, высказывание: «Где моя мама?», «Позови маму» и т. д., бурная реакция при возращении близких, негативное отношение к педагогу и детям, не принимает предложений, потеря аппетита, нарушение сна и сформированных умений, проявление нервностей, жалобы на головную боль, тошноту.

Системе психолого-педагогического воздействия (методы и приемы) - Улыбка, ласка, доброжелательный настрой педагога, терпение, внимание к желаниям, гибкий график посещения детского сада, экскурсия по группе вместе с мамой, гибкое присутствие близкого человека на прогулке в течении 2-3 недель с целью установления эмоционального контакта с педагогом, снять чувство напряжения, сформировать чувство безопасности комфортности в новой обстановке, стимулирования эмоционального общения с педагогом, вовлечь в совместную игровую деятельность сначала с близким человеком, а потом без него; использование игрушек-забав, игр с водой, не запрещать принести домашние игрушки.

Средняя - потребность в общении со взрослыми, сотрудничестве с ними и получении от них новых сведений об окружающем мире.

Характер поведения ребенка - Часто, в течении 2-3 дней проявляет интерес к окружающему, активность, быстро расстается с близкими, как правило неуравновешен эмоционально, во время утреннего приема чувствует беспокойство, напряжение, замкнутость, нередко плачет, проявляет интерес к игрушкам, наблюдает за действиями педагога, при отсутствии значимого педагога (Воспитателя, мл. воспитателя) начинает плакать или проявляет готовность заплакать, не выпускает взрослого из поля зрения, готов с ним постоянно контактировать, детей первое время сторониться.

Системе психолого-педагогического воздействия (методы и приемы) - Внимание, доброжелательность, слова одобрения, совместные действия педагога с ребенком, вовлечение ребенка в игру, индивидуальные игры, похвала за совершенные действия, постепенное расширение круга действий, побуждение к кратковременному общению со сверстниками, двигательно- тактильные упражнения, подвижные игры, игрушки-забавы, рисование, музыка, любимые домашние вещи.

Легкая - Потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активные самостоятельные действия.

Характер поведения ребенка - Первые дни возможно незначительное беспокойство и напряжение; активный, спокойный, уравновешенный, самостоятельно играет обращается ко взрослым и детям, легко расстается с близкими, часто не хочет уходить домой.

Системе психолого-педагогического воздействия (методы и приемы) - Одобрение, похвала, напоминание, поручение, вовлечение в игру со сверстниками, создание разнообразной предметной среды, обогащение впечатлениями.

Задание 4: придумайте девиз, которым вы будете руководствоваться в своей деятельности в период адаптации и раскройте его содержание, например: «Успокой, забавляя».

Заключение – рефлексия: педагогам предлагается оценить полезность информации в цвете:

Черные – ничего полезного не узнала

Зеленая – информация полезная, освежила в памяти

Красная – узнала новое, буду использовать в практике

Публикации по теме:

Чтобы понимать ребенка, нужно знать особенности его развития В наше время очень часто родители задают вопрос. Почему ребёнок не слушается? Хотелось бы ответить на их вопрос. Но сначала нужно разобраться.

Семинар-практикум в форме конкурса для начинающих педагогов, посвящён чтению художественной литературы «Здравствуй, сказка»Семинар-практикум в форме конкурса для начинающих педагогов, посвящён чтению художественной литературы «Здравствуй, сказка» Под песню «Маленькая страна» выходит старший воспитатель, в роли Мальвины и участники конкурса, начинающие педагоги в роли сказочных персонажей.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Психологический практикум для начинающих педагогов «Знать и понимать ребенка»
Опубликовано: 11 июня 2015 в 09:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...