Получи документы

Психологический практикум для педагогов ДОУ «А из проблем мы свяжем коврик»

Елена Хващевская
Психологический практикум для педагогов ДОУ «А из проблем мы свяжем коврик»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами поговорим о такой важной проблеме, как профессиональное выгорание педагога. Это волнует каждого, кто работает в сфере образования. Со стороны может казаться, что труд воспитателя детского сада – совсем несложное дело. Но совсем иначе видится эта деятельность тем, кто ею занимается. Отдавая свои эмоции, свою энергию детям, мы опустошаемся внутренне, и, соответственно, должны каким-то образом компенсировать эти «затраты». Как это сделать?

Публикация «Психологический практикум для педагогов ДОУ „А из проблем мы свяжем коврик“» размещена в разделах

На сегодняшний день разработано множество самых разных антистрессовых методик по эмоционально-волевой саморегуляции. Эмоционально-волевая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов (мыслей, образов и телесных функций.

С некоторыми из них я вас познакомлю в ходе нашей работы.

Но прежде чем приступить к конкретным действиям, нам нужно познакомиться. Для этого предлагаю вам встать в круг и поиграть со мной в игру «Снежный ком». Возможно, вы уже играли в нее и знаете ее правила. Но я все же напомню их. Участники игры становятся в круг. У одного из них мяч, который будет передаваться по кругу. Тот, у кого он окажется в руках, называет себя и свое любимое занятие. Затем мяч передается следующему участнику. Следующий участник называет сначала имя и любимое занятие предыдущего участника, а затем называет себя. И так по кругу до тех пор пока мяч не вернется к первому участнику, который должен назвать всех по именам и вспомнить их любимые занятия. Итак, начнем с меня. Меня зовут Елена. Больше всего на свете я люблю читать…

После игры участники практикума садятся за столы.

«Управлять своим настроением», «легко расслабляться», «становиться бодрым и энергичным, когда это нужно» – звучит заманчиво, не правда ли? Все это возможно при применении техник эмоцинально-волевой саморегуляции. А еще саморегуляция помогает сэкономить и на услугах психолога, и на лекарствах. Ведь наше соматическое здоровье очень тесно связано с психическим состоянием.

Один из самых востребованных навыков сейчас – это умение останавливать внутренний диалог или монолог (постоянно прокручивающиеся мысли).

Чтобы начать нашу работу, нам с вами необходимо расслабиться. Задача эта непростая, так как ее выполнению препятствуют многочисленные «мышечные зажимы» и учащенное дыхание.

В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека. Глубокое дыхание снижает последствия стресса путем замедления сердечного ритма и снижения артериального давления. Оно насыщает кровь кислородом, помогает организму правильно функционировать. Чем больше кислорода получает организм во время глубокого дыхания, тем меньшую напряженность, одышку и беспокойство вы чувствуете.

Упражнение «Глубокое дыхание»

Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Повторите это упражнение 5 раз. Можно медленно считать от 1 до 10. 5 вдохов и 5 выдохов. При необходимости повторить цикл вдохов-выдохов еще несколько раз. Способствует снятию головной боли и быстрому засыпанию.

Участники выполняют упражнение.

А теперь перейдем к мышечной релаксации. Согласно методике, которую я вам предложу, для достижения глубокой расслабленности тела, нужно на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.

Руки. Максимально плотно и сильно сожмите кисти рук в кулаки. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руки на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения.

Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.

Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.

Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.

Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.

Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.

Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.

Участники выполняют все упражнения.

А теперь, когда мы расслабились, нам необходимо погрузиться в состояние «здесь и сейчас», когда, как говорится, «прошлого уже нет, а будущее еще не наступило».

Этого можно достичь, практикуя одноименную методику «Здесь и сейчас»

Каждый из вас будет сейчас называть то, что он видит, предваряя это словами: «Здесь и сейчас я вижу…» Вы можете перечислять не только предметы и объекты, но и произносить словосочетания и предложения. Например, «здесь и сейчас я вижу солнечный свет» или «здесь и сейчас я вижу снег за окном». Запрещается произносить все, что указывает на течение времени, например: «Здесь и сейчас я вижу движущуюся машину» или «Здесь и сейчас я вижу деревья, с них опадают листья». Вам все понятно? Тогда начинаем. (Участники по очереди называют то, что видят). Хорошо.

А теперь каждый из вас будет сейчас называть то, что он слышит, предваряя это словами: «Здесь и сейчас я слышу…»(Участники по очереди называют то, что слышат). Молодцы!

А теперь каждый из вас будет сейчас называть то, что он чувствует, предваряя это словами: «Здесь и сейчас я чувствую…»(Участники по очереди называют то, что чувствуют). Все получилось очень хорошо!

Это упражнение можно выполнять по дороге на работу и с работы; дома при занятии какой-либо неинтеллектуальной деятельностью, в детском саду во время сончаса воспитанников. Одним словом, всегда, когда вы один на один с собой и ваши мысли ничем особенно серьезным не заняты.

Следующее упражнение называется «Мысли на бумаге».

Его полезно использовать либо на ночь, перед засыпанием, либо при ощущении, что «голова пухнет от дел».

Возьмите лист бумаги (или создайте новый документ на компьютере) и выписывайте все мысли, которые «крутятся» в голове, в хаотичном порядке, независимо от их важности. И так до ощущения, что «все, в голове ничего не осталось».

После такого переноса информация остается во внешнем мире и нет необходимости удерживать ее в оперативной памяти.

Участники записывают описание методики на листах бумаги.

Следующее упражнение, котоое мне хотелось бы вам предложить – это упражнение «Растяжка мышления».

Его цель – сбить себя с протоптанных (в том числе, на уровне нейронов) путей негативной оценки ситуации.

Наше мышление работает, как правило, по привычным схемам, но они, к сожалению, далеко не всегда они самые эффективные и позитивные. Эффективное мышление – это то, которое помогает решать проблемы, достигать целей и не позволяет «загонять себя» в страхи и негатив. Поэтому, если вы замечаете у себя склонность к пессимизму и тревожности, попробуйте «растянуть» свое мышление (сделать его более гибким) с помощью мыслительной игры.

Каждый раз, замечая у себя мысль-катастрофу или мысль «как это плохо» («какая я плохая», продолжите ее фразой «и это хорошо, потому что…». Например, «сегодня ужасно холодная погода… и это хорошо, потому что если зима станет аномально теплой, то и лета нормального не будет». Или «я опять накосячила с отчетом… и это хорошо, потому что в следующий раз я эту ошибку точно увижу и не пропущу».

Возможно, идеи не появятся сразу «как из рога изобилия», но вы не должны сдаваться. Можно записывать их где-нибудь на бумаге, Рано или поздно вам удастся направить свое мышление в позитивное русло. Ну что, попрактикуемся?

Участники по очереди выполняют упражнение.

И последняя на сегодня методика называется «Нейрографика» .

Цель нейрографического рисования - изобразить неосознаваемые страхи, убеждения, напряжение, прошедший опыт из жизни человека и из предыдущих жизней его души. Ограничения, блокирующие развитие личности, поднимаются на уровень сознания, где их можно преобразовывать в идеи, способные дать положительный результат. Эта практика позволяет принять решение, получить ответ на вопрос, решить проблему, исполнить желание.

Возьмите лист бумаги и маркер (черную гелевую ручку, задумайтесь над своей проблемой и просто рисуйте то, что приходит вам в голову. Вы заметите, что поверхность листа постепенно заполняется фигурами – это ассоциативное отображение образов ваших проблем и вопросов.

Не ищите в полученной “карте подсознания” прямых связей с реальностью – это всего лишь графическая интерпретация того, что сейчас происходит в вашем подсознании. Не пытайтесь расшифровать образы – они не имеют прямой когнитивной связи с вашей картиной мира. Полученная карта – это и есть ваш внутренний мир, который нашел выход в зрительную область.

В заключение мне хочется вам сказать, что главное в проблеме – это ваше отношение к ней.

Кем бы вы ни были и чего бы ни достигли, всегда могут случиться неприятности, и вам будет казаться, что жизнь уже никогда не наладится. Но это, к счастью, иллюзия. Помните, что вы всегда можете повысить качество своей жизни, произведя некоторую переоценку ценностей. А теперь все вместе произнесем фразу: «А из проблем мы свяжем коврик и будем о него ноги вытирать!»

Участники произносят заданную фразу.

Спасибо всем за внимание, за активную работу вместе со мной. Желаю всем повышения качества жизни.

Публикации по теме:

Практикум для педагогов ДОУ «Позитивное решение конфликтных ситуаций» Позитивное решение педагогических конфликтов Семинар-практикум для педагогов ДОУ Цель: получить педагогам теоретические знания и практический.

Психологический тренинг для педагогов «Я + ты = мы» Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: - формирование благоприятного психологического климата.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов. Задачи: 1. повышение уровня психологической культуры; 2. развитие умений проявлять.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Театральная деятельность в детском саду — вопросы, проблемы и пути их разрешения» Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ» Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Формировать у.

Семинар-практикум для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Оборудование и материалы: бросовый.

Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУСеминар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Цель: Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический практикум для педагогов ДОУ «А из проблем мы свяжем коврик»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 18:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД