Психологический практикум «Устойчив ли к стрессу?»

Наталья Шилова
Психологический практикум «Устойчив ли к стрессу?»

Цель: научить педагогов осознавать свое состояние, выявить степень подверженности стрессу.

Оборудование и материалы: анкеты на каждого участника практикума, ручки, листы бумаги.

Ход встречи: мини-лекция «Подвержены ли вы стрессу

Естественно, каждый человек так или иначе реагирует на экстремальные и тревожные обстоятельства, каждый подвержен стрессу. Вместе с тем сила реагирования на стрессовые обстоятельства различна. Люди, которые реагируют на стресс, не теряя самообладания и не травмируя свою нервную систему, называются стрессоустойчивыми. Все другие формы поведения характеризуют разную степень неустойчивости к стрессу.

Чаще всего стресс вызывают страхи. А вокруг нас достаточно много причин и поводов для страхов. Ученые даже говорят об «эре страхов».

Можно выделить следующие, самые типичные группы страхов.

1. Страхи за свое здоровье (страх болезни, смерти, увечья, старости).

2. Страхи за свою работу (страх не найти работу, не справиться с ней, ошибиться, потерять, быть обойденным в карьере).

3. Страхи за свою семью (страх потерять близких, не выйти замуж, не обеспечить семью материально, за детей, за хозяйство, здоровье близких).

4. Страхи за свою личность (страх потерять свой престиж, статус, положение в обществе, свое «Я», смысл жизни, не реализовать свои способности).

5. Страхи социальные (страх перед войной, терроризмом, политическими и экономическими кризисами, страх потерять друзей, приобрести врагов).

Эти и многие страхи ведут к активизации и перегрузке нервной системы, и как следствие возникает стресс.

Следующий пример демонстрирует различные формы поведения в состоянии ситуативного стресса на фоне страха.

В очереди в кабинет к врачу сидят несколько человек. Один уткнулся в книгу и не обращает ни на кого внимания. Другой сидит весь напряженный, почти не двигаясь, смотрит на дверь кабинета. Третий, напротив, проявляет повышенную активность. Он очень непоседлив, обращает внимание на всех входящих и выходящих, пытается заговорить с соседями, встает, ходит по коридору, заглядывает в кабинет. Четвертый с тоской смотрит на дверь кабинета и идет к врачу, «как на расстрел».

Страхи лишают нас ощущений счастья. Мы постоянно находимся в тревожном ожидании очередного подвоха судьбы. Чаще всего это связано с тем, что мы сами преувеличиваем значение тех или иных событий. Конечно, очень неприятно, что сын порвал свою новую куртку, а в банке могут «сгореть2 все ваши сбережения, но разве от этих событий наступает конец света? Это для вас трагедия? Жизнь кончена? Нет, это довольно рядовые события. Но в состоянии стресса мы этого не замечаем и портим здоровье, и свое, и окружающих.

Чтобы объективно оценить то или иное событие и не попасть в капкан собственных страхов,при первых же признаках волнения по поводу какого-либо происшествия постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Это событие на самом деле такое важное?

2. Происшествие имеет трагические последствия для вас или ваших близких?

3. Действительно ли оно хуже всего, что было раньше?

4. Стоит ли это событие таких переживаний?

5. Через месяц случившееся будет для меня таким же значимым?

6. Неужели событие страшнее инфаркта?

7. Если все же сбудутся самые худшие опасения, сможете ли вы справиться с ситуацией?

Возможно, когда вы ответите на эти вопросы, ситуация предстанет перед вами совсем в ином свете.

Чтобы узнать, насколько вы стрессоустойчивы, можно пройти несколько тестов.

Тест №1

В каждой из приведенных ниже шести групп утверждений подчеркните те, которые соответствуют вашему характеру.

1-ая группа

А) В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность.

Б) Если в игре вы теряете несколько очков, если представитель противоположного пола не реагируют должным образом на самые первые ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и «выходите из игры».

В) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.

2-ая группа

А) Вы честолюбивы и хотите много достичь.

Б) Вы сидите и ждете «у моря погоды».

В) Вы ищете предлог увильнуть от работы.

3-я группа

А) Вы любите работать быстро, часто вам не терпится поскорее закончить дело.

Б) Вы надеетесь, что кто-то будет вас «подстегивать».

В) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на работе.

4-ая группа

А) Вы разговариваете слишком быстро и слишком громко, высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.

Б) Когда вам отвечают «нет», вы реагируете совершенно спокойно.

В) Вам с трудом удается скрывать ваши чувства и тревоги.

5-ая группа

А) Вам часто становится скучно.

Б) Вам нравится ничего не делать.

В) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими собственными.

6-ая группа

А) Вы быстро ходите, едите и пьете.

Б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.

В) Вы сдерживаете свои чувства.

Обработка результатов. Подсчитайте баллы, учитывая, что ответы «а» - 6 баллов, «б» - 4 балла, «в» - 2 балла.

24-36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, таких, как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для вас сейчас – научиться успокаиваться, это нужно вам самим, вашему мужу и детям.

18-22 балла. Вы человек спокойный и не подверженный стрессу. Если вы набрали немного больше 18 баллов, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться большего.

12-16 баллов. Ваша бездеятельность тоже может стать причиной стресса. Вы, наверное, очень раздражаете ею окружающих. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

Публикации по теме:

Психологический тренинг для педагогов «Как не поддаться стрессу» Цель: наметить пути выхода из стрессовой ситуации и ухода от нее. Задачи: - определить свое отношение к стрессу, к стрессовой ситуации,.

Семинар-практикум «Совместная работа детского сада и семьи в вопросах охраны жизни и здоровья детей» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Семинар-практикум для молодых специалистов СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОХРАНЫ.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Времена года и погода
  • Детские писатели
Автор публикации:
Психологический практикум «Устойчив ли к стрессу?»
Опубликовано: 11 октября 2014 в 10:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. День бабушек и дедушек в России

«Бабушки и дедушки самые родные, как хотим чтоб долго вы вместе жили-были!» — такое пожелание будет звучать сегодня за праздничным столом в честь Дня бабушек и дедушек. Воспользуйтесь нашей тематической...

28 октября. Международный день анимации

Мультфильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети. Взрослые – мимоходом. А для маленьких зрителей анимация – это целый мир, который несёт добро и позитивные эмоции. В очередной тематический день мы...

Познавательная викторина «Осенние чудеса» в подготовительной группе
Познавательная викторина «Осенние чудеса» в подготовительной группе Цель: Обобщить знания детей об осени. Углубить знания детей об основных приметах...
Сценарий праздника во второй младшей группе «Осень в гости к нам пришла»
Сценарий праздника во второй младшей группе: "Осень в гости к нам пришла" Цель: Создать радостное настроение в ходе совместных музыкально - игровых...
Наблюдение на прогулке за первым снегом в средней группе
Наблюдение на прогулке за первым снегом в средней группе. Цель: Формирование умения у детей отмечать особенности изменения состояния погоды осенью....