Папки-передвижки

Психологическое консультирование как процесс и результат исследования и коррекции межличностных ролей

Лавриненко Ирина Геннадьевна
Психологическое консультирование как процесс и результат исследования и коррекции межличностных ролей

В психологии много различных направлений и подходов к пониманию и работе с женским, с различными ролям. Рассмотрим одни из самых известных.

Психоанализ акцентировал различие реальной и фантомной жизни человека. Этот метод дает возможность исследовать клиенту бессознательное, открывая ему то, что скрыто. Один из главных «инструментов» в психоаналитической работе - личность консультанта (аналитика). Он должен уметь погружаться в бессознательное пациента, переживать вместе с ним его самые потаенные внутренние конфликты и трагедии, одновременно аналитически осмысливая их и точно понимая происходящее в его душе. Главное в психоанализе - преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий. Пациент во время сессии лежит на кушетке, консультант сидит у него в изголовье, что помогает клиенту перестать контролировать внешнюю реальность и у него возникает ощущение, что он разговаривает одновременно с реальным человеком, с самим собой и с фантазийным образом консультанта, который у него возникает. Пациент начинает говорить все, что приходит ему в голову, даже то, о чем сообщать неприятно, стыдно или больно (свободные ассоциации). Пытаясь следовать этому правилу, он проецирует на аналитика свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой. Этот феномен в психоанализе называется переносом. Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента. Это называется «контрпереносом». Это помогает понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, то есть преобразовывать бессознательное в осознаваемое.

Публикация «Психологическое консультирование как процесс и результат исследования и коррекции межличностных ролей» размещена в разделах

Перенос, согласно классическому психоаналитическому определению - это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он - участник ранних эдиповых отношений клиента, т. е. представляет собой отца или мать. В эдиповом контексте определение слишком ограничено; его трудно принять, не придерживаясь психоаналитической ориентации. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего - родителями). [Кочунас Р., 1999]. Клиенты, стремясь избавиться от неприятного воздействия тревожности, начинают включать различные защиты. Этими средствами служат механизмы психологической защиты, которые впервые описали S. Freud, A. Freud. Механизмы функционируют автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения. Описано много механизмов психологической защиты : вытеснение, регрессия, проекция, интроекция, рационализация, интеллектуализация, компенсация, реактивное формирование, отрицание и смещение.

Истерические личности используют различные формы психологической защиты (вытеснение, фантазирование, которые консультанту надо знать. Для большинства истеричных клиентов, особенно женщин, характерна долгая история лечения у многих врачей. При истерическом неврозе часто встречается феномен конверсии: внутренний психологический конфликт выражается телесным симптомом, который становится его символом. Обычно конверсионные симптомы принимают форму потери чувствительности: анестезия конечностей, слепота, глухота и т. п. Поэтому истерические личности длительно лечатся от самых разных соматических нарушений. [Минуллина А. Ф., Солобутина М. М., 2007].

В консультировании феномены переноса и контрпереноса, защит и иллюзий, означают, что человек не знает себя и другого, взаимодействует, по сути с фантомами. И пока это так - он не здоров. Так же, основным понятием психоанализа является принцип реальности. По мнению З. Фрейда, данный принцип, один из двух принципов управляющих функционирование психики человека. Он образует пару с принципом удовольствия и видоизменяет его действие. Как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск прямых и непосредственых удовлетворений прекращается, удовлетворение ищется на обходных путях, а достижение результата может отсрочиваться в зависимости от внешних условий. Принцип реальности возникает, по З. Фрейду, позже принципа удовольствия под влиянием стремления организма к самосохранению. Влечения к самосохранению постепенно все более подчиняются принципу реальности, тогда как сексуальные влечения «обучаются» лишь с опозданием, да и то не полностью. В результате сексуальные влечения навсегда остаются во власти принципа удовольствия, а влечения к самосохранению довольно быстро научаются представлять в психике требования реальности. С этой точки зрения, психический конфликт между Я и вытесненными содержаниями психики укореняется на уровне дуализма влечений и приводит к возникновению неврозов. [Фрейд З., 2004].

В гуманистической психологии, в том числе в гештатльт-терапии, введено понятие дефициентного развития и самоактуализации (полноценного функционирования). А. Маслоу свободно определяет самоактуализацию как «полное использование наличных талантов, способностей, возможностей и т. п.» [Maslow А., 1970]. В этом понимании самоактуализация - это процесс полного раскрытия личностного потенциала человека и его рост вследствие естественного раскрытия в человеке того, что заложено в нем природой. В более поздних работах он предложил уточнить данное понятия и дал следующее определение: самоактуализация - это достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации - личностным здоровьем. Таким образом, самоактуализация - это не процесс, а результат.

Почему же женщине тяжело пройти путь самоактуализации. Здесь может быть много причин. Одной из причин могут быть отношения с мамой. Если мама сама не самоактуализировалась и не пошла все ступени инициации, от девочки до взрослой женщины, то это все свалится комом на ее дочь. Если мама, к примеру, застряла на ступени маленькой девочки, то она никогда добровольно не отдаст свою любимую игрушку (дочь). Или мама вжилась в роль суровой захватчицы, тогда для нее дочь - это вечная служанка и т. д. В целом, арсенал материнских средств, удерживающих дочь от принятия себя как взрослой и здоровой женщины (инициации) огромен. Мамы могут шантажировать своим здоровьем, внушать что дочь никчемная и никому, кроме мамы, не нужна и т. д. А дочерьми их могут быть довольно таки успешные женщины и возраста 35 лет, и 65 лет. Скорее всего такие женщины живут со своими мамами, без мужчины, может без детей, а может и с детьми. Во втором случае, скорее всего ребенок появляется в период, когда дочери бунтуют против мам, но как только бунт подавлен, они возвращаются к маме и еще и с ребенком, а мужчину вытесняют напрочь любыми способами. Мама пользуется этой ситуацией и начинает давить на дочери кнопочку «никчемная неудачница».

Вторая причина, по которой женщины так и не завершают инициацию, есть общественные запреты на секс. В нашем современном мире общество многое разрешило женщине, в этом плане женщины практически уровнялись с мужчинами, но не в главном вопросе - разрешения хотеть секса у женщин как не было, так и не появилось, в отличии от мужчин. Хотеть секса могут только падшие женщины. И никто не говорит женщине, что секс – это энергия, которая дает и мужчине и женщине мощные заряды для развития. Но как можно развиваться, если один из источников энергии заблокирован? Но не пройдя эту ступень женщине не самоактуализироваться.

Поэтому, для того, чтобы пройти процесс самоактуализации до конца, женщине вначале просто необходимо оторваться от мамы. Именно оторваться, а не ждать, когда она отпустит сама. Мамы редко, когда отпускают сами. Это можно сравнить с беременностью и родами. И мама, и младенец в ее утробе находятся в симбиозе, им обоим хорошо, комфортно и безопасно. Но, ни одна беременность не длится дольше 9 месяцев. Даже если мама не хочет рожать и отпускать ребенка в огромный пугающий мир, ребенок начинает толкаться и рваться наружу самостоятельно. Однажды человек этот путь уже проделал, родился. Теперь его задача родиться вновь, только уже женщиной.

Рассматривая направление когнитивной психологии, здесь интересно такое направление, как Рационально-эмоционально-поведенческая терапия, разработана Альбертом Эллисом. РЭПТ - не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований, таких как мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен». Поэтому эти проблемы быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности. Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций. Если мы изменяем верования, то произойдет изменения симптомов, и наоборот, если не менять верования, то ничего не изменится. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Три базовых принципа работы с верованиями: 1. люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований; 2. не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы; 3. принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»). [Блинникова И. В., 2019].

Верования могут быть рациональными и иррациональными. Соответственно, рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования - к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы : драматизация и осуждение. Есть три базовых иррациональных верования по А. Эллису: «Все сводится к трем вещам: Я должен все делать хорошо; Все должны обращаться со мной хорошо; Мир должен быть легким для меня».

Автоматические мысли - понятие когнитивной модели когнитивной психотерапии, которое означает мимолётные оценочные мысли, возникающие как реакция человека на те или иные обстоятельства и не являющиеся результатом размышлений, умозаключений, не обязательно опирающиеся на доказательства, но обычно принимаемые им за истину. Например, при чтении любой книги, у человека мысленный процесс идет на двух уровнях. Часть разума сосредоточена на излагаемом материале, мы стараетесь понять и систематизировать его. Однако на другом уровне возникают быстрые оценочные суждения. Их принято называть автоматическими мыслями, они не возникают намеренно или вследствие рассуждений. Эти мысли появляются скорее спонтанно, они обычно быстротечные и отрывочные. Мы можем практически их не осознавать; даже вероятнее, что вы осознаете только эмоцию или поведение, которые они спровоцируют [Бек Дж., 2018 ]. Даже если автоматические мысли попадают на уровень сознания, мы вряд ли относитесь к ним критически - мы им доверяете. И даже не задумываетесь о том, что их можно поставить под сомнение. Тем не менее можно научиться выявлять свои автоматические мысли, в первую очередь обращая внимание на аффективные, поведенческие и/или физиологические изменения. Так в работе с женщинами консультант может задав простой вопрос клиенту выявить автоматические мысли: «О чем вы только что подумали?», если психолог заметил, что у клиента сменилось настроение или произошли какие то другие изменения.

В бихевиоризме, поведение человека рассматривается как результат предшествующих воздействий окружающей среды С позиции бихевиоризма, личность - совокупность реакций, которыми обладает индивид: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков, для приспособления к среде, т. е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. [Швырков В. Б., 2006 ]. Степень развития отражает способность ослабить воздействие неблагоприятных условий и сделать более успешным контроль своего поведения. Развив мышление, мы можем гораздо лучше использовать доступные нам инструменты по предсказанию, поддержанию и контролю нашего собственного поведения. К факторам, которые не способствуют развитию личности относятся: невежество (незнание причин конкретного поведения) и наказание (если не последовало дальнейшего обучения, «наказанное» поведение возвращается либо в скрытом виде, либо в сочетании с другим). Функциональный анализ (исследование причинно-следственных связей, это фактор, который способствуют личному развитию. По Б. Скиннеру, социальное поведение не является чем-то особенным и не отличается от любого другого вида поведения. Социальное поведение - это всего-навсего взаимодействие между двумя или большим количеством людей. «Существенная часть нашей истории - это история непрерывного ослабления семьи. Общество просто обязано решить проблему семьи, пересмотрев некоторые устоявшиеся обычаи. Это совершенно неизбежно. Семья — древняя разновидность общества, но обычаям и привычкам, сложившимся для ее сохранения, нет места в обществе, построенном отнюдь не на кровном родстве/» [Skinner B., 1948]. Так же, по Скиннеру, «личность - это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств. Идентификация при помощи понятия «личность» возможна лишь благодаря факторам, ответственным за поведение» [Skinner B., 1957]. Следовательно, индивидуальность женщины отличается от мужской лишь постольку, поскольку различны факторы, отвечающие за мужское и женское поведение. То, что общество создает совершенно различные факторы для мужского и женского поведения, не вызывает никакого сомнения (гендерные роли и соответствующее этим ролям поведение женщины и мужчины существенно различаются, следовательно, психология мужчины и психология женщины также будут абсолютно непохожими. [Skinner B., 1953]. Б. Скиннер рассматривал терапию как сферу контроля, обладающего почти неограниченной властью. В связи с тем, что терапевт характеризуется в глазах окружающих как тот, кто с большой долей вероятности приносит облегчение страданий и боли, то любая обещанная и реально предоставленная помощь действует как позитивное подкрепление, усиливая влияние терапевтов. Поскольку теория Б. Скиннера отрицает категорию личности как таковую, целью лечения не может быть улучшение самочувствия пациента или его более хорошее понимание самого себя. С позиции бихевиоризма, целью терапии должно быть изменение или формирование новых шаблонов поведения, то есть искоренение нежелательного поведения и создание условий, при которых требуемое поведение проявлялось бы как можно чаще.

Публикации по теме:

«Мир природы» — результат работы кружка изобразительного искусства«Мир природы» — результат работы кружка изобразительного искусства Здравствуйте коллеги, рада видеть вас на своей страничке! Вот уже несколько месяцев я веду кружок изобразительного искусства по программе.

«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства «Мир животных» - результат работы кружка изобразительного искусства. Очень хочется поделиться результатами кружковой работы со вторым.

Фотоотчет «Урожай собирай и друзей угощай. Результат летней работы»Фотоотчет «Урожай собирай и друзей угощай. Результат летней работы» "Скучен день до вечера, коли делать нечего" - это не про наш детский сад. Мы всегда проводим время с пользой. Вот и в этом году, летом,.

Дарю хорошее настроение или копилка моих ролейДарю хорошее настроение или копилка моих ролей Рада поделиться хорошим настроением со всеми, кто заглянул ко мне на страничку! Сегодня спешу порадовать и рассмешить вас некоторыми фотографиями,.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы «Результат труда. Товар»Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы «Результат труда. Товар» Цели: Способствовать освоению элементарных экономических понятий и формированию умений оценивать результат своей деятельности. Задачи:.

Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ»Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ» Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть.

Портфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детейПортфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детей Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли воспитатели и родители. Это заставляет дошкольные.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Схемы соподчинения ролей в сюжетно-ролевых играх.Схемы соподчинения ролей в сюжетно-ролевых играх. В прошлом году, работая в старшей группе, я увидела, что в играх детей им бывает сложно придумать роли на всех. Поэтому я сделала альбом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое консультирование как процесс и результат исследования и коррекции межличностных ролей
Опубликовано: 26 января 2022 в 10:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД