Психологическое консультирование тревожного поведения ребенка дошкольного возраста

Виктория Бондаренко
Психологическое консультирование тревожного поведения ребенка дошкольного возраста

Психологическое консультирование тревожного поведения ребенка дошкольного возраста

Возраст ребенка: дошкольный, младший школьный возраст.

Консультационные вопросы:

1. Сколько лет Вашему ребенку?

2. Полная или неполная семья?

3. Какие взаимоотношения у Вас с сыном?

4. Знаете ли Вы, какие взаимоотношения складываются у ребенка в школе с учителями и классом?

5. Когда чаще всего ребенок выглядит встревоженным?

6. В каких случаях особенно заметно его напряженное поведение, состояние?

7. Какие методы, способы воспитания (наказания) Вы применяете по отношению к ребенку?

8. Чем любит заниматься Ваш сын?

9. Занимаетесь ли вы вместе общими занятиями, есть общий досуг?

10. Как Вы организовываете эту деятельность?

11. В каких случаях появляется состояние агрессии у Вашего ребенка?

12. Когда ребенок может отказываться от выполнения какого-либо задания?

Вопросы учителю:

1. Какие взаимоотношения складываются у мальчика в классе?

2. Какие задания ребенок выполняет с трудом, а какие с интересом?

3. Может ли отказаться от выполнения задания? Если да, то, в каких случаях?

4. Кажется ли зажатым при ответе на задания?

5. Как ведется себя на занятии, а как на перемене?

6. Выполняет ли определенные задания быстро или медленно?

Гипотезы возможных трудностей:

1. Неадекватная реакция на замечания взрослого (вспыльчивость).

2. Высокий уровень тревожности.

3. Низкая сосредоточенность на деятельности (рассеяность).

4. Трудность в межличностном общении.

5. Низкий уровень самооценки (неуверенность в себе).

6. Повышенная мышечная напряженность.

Диагностический материал:

1. Наблюдение;

2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста);

3. Проективная методика рисуночный тест «Нарисуй свои страхи» (выявление уровня и насыщенности того или иного страха и тревожности);

4. Детский тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена (оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми).

Проведение исследования по данным методикам позволит определить уровень и выраженность тревожности у данного ребенка. Полученные данные могут сказать о верности и наличии предполагаемых гипотез проблемы.

В данном случае гипотезы предполагаемых проблем подтвердились, ребенок, действительно, имеет высокий уровень тревожности, испытывает трудности в межличностном общении, подтверждается наличие низкой самооценки, что говорит о необходимости оказания психологической коррекции тревожного поведения с данным клиентом.

Основные рекомендации и эффективные мероприятия по разрешению тревожного поведения для ребенка дошкольного возраста представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Рекомендации родителям

1.

• Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе.

• Снять обязанности с ребенка, которые приводят к конфликту.

• Терпеливо ожидать выполнения просьб.

• Отменить постоянный контроль и отслеживание ребенка.

2.

• Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.

• Ровно и спокойно реагировать на действия и поступки ребенка.

• Внимательно выслушивать ребенка.

• Отменить чрезмерный контроль за поведением ребенка.

3.

• Терпеливо объяснять задания и совместно сотрудничать с ребенком.

• Не переключаться резко с одного вида на другой.

• Плавно переходить от одного вида деятельности к другому.

• Избегайте соревновательных моментов в играх.

• Организовывать деятельность, в которой виден конечный результат.

4.

• Предоставлять возможность ребенку заниматься творческой деятельностью дома (конструктор, рисование, пластилин т. д.)

• Не вступать при ребенке в конфликты и споры.

• Не пугать ребенка различными художественными и вымышленными образами.

5.

• Снять отслеживающий контроль над ребенком.

• Предоставить свободу выражения поведения, НО при этом разъяснять суть и смысл поступков.

• Предоставить ребенку деятельность, соответствующую его возможностям.

• Чаще хвалить ребенка.

• Чаще подбадривать.

6.

• Чаще ласкать ребенка.

• Отказаться от грубых форм наказания и перейти к рассудительному стилю общения.

• Необходимо специально обучить ребенка контролировать свои жесты, голос, научить улыбаться для снятия напряжения;

• Показывать ребенку специальное дыхание в ситуации тревоги (вдох вдвое длиннее, чем выход, задержка дыхания). Коррекционные мероприятия с ребенком

1. Индивидуальные упражнения.

Цель:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Игра "Комплименты"

Игра "Я дарю тебе»

Игра «Гусеница»

Беседа «О чувствах и переживаниях», «Смелый Человек»

Рисуночная терапия «Нарисуй свои страхи»

Кукло-терапия «Меняемся ролями»

Подвижные игры («Казаки-разбойники», «Танцующие руки», «Слепой танец»)

"Подарок под елкой", "Дудочка" (релаксация мимики).

Игры с телесным контактом (релаксация, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела)

2. Групповые упражнения.

Цель: повышения самооценки детей и снижения тревожности в коллективе.

Игра «Похвалилки»

Беседа «О заботе и доброжелательном отношении друг к другу»

Игра «За что меня любит мама»

Беседа «О внимательном отношении к окружающим»

Игра «Подари карточку»

Беседа на тему «Какие положительные качества мы знаем»

Оформление стенда «Звезда недели» Коррекционные мероприятия с родителями

1. Индивидуальные упражнения («психолог-родитель»)

- Беседа с родителем (-ями) с целью создания установки на коррекцию у ребенка уровня тревожности

- Лекция на тему: «Обучение родителей «Я-сообщениям, ты-сообщениям»

- Лекция на тему: «Обучение родителей техники эффективной похвалы»

- Беседа на тему «Поощрение и наказание»

- Лекция на тему: «Обучение предъявлению требований»

2. Совместные упражнения («родитель-ребенок»)

- Игры и упражнения, направленные на релаксацию («Комплименты», «Волшебный клубок»)

- Игра «Семейный праздник»

-Игра «Спасибо-Пожалуйста»

- Игра «Все наоборот»

- Игра «Слепой и проводник»

- Рисуночная терапия «Наши страхи»

- Игра «Семейная скульптура»

- Игры «Дышим вместе»

- Игры «Веселые танцоры»

- Телесная терапия

(«Обнимашки», Твоя рука- моя рука», Общий портрет»)

- Беседы (дискуссии) на тему: «Чему мы научились?»

Публикации по теме:

Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста» Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида ПРОЕКТ "Формирование.

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. «Везде, где есть жизнь, есть и опасность» Эмерсон Безопасность.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Улица полна Неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Проблема обеспечения.

Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте. Уважаемые коллеги! Мы.

Презентация «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге» Безопасность дорожного движения -одна из важных социально-экономических и демографических задач в нашей стране. Аварии на дорогах уносят.

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста С самого рождения дети находятся в окружении.

Психологическое здоровье ребенка в ДОУ Психологическое здоровье ребенка в ДОУ Современные условия нашей жизни и жизни наших детей с уверенностью можно считать стресогенными. Одной.

Семинар-практикум для родителей «Семья и психологическое здоровье ребенка» Цель: формирование позитивного отношения к себе, своему ребенку, через творческое включение. Задачи: 1. Ознакомить родителей с негативными.

Формирования культуры поведения и культурно-гигиенические навыков детей дошкольного возраста Статья. Формирования культуры поведения и культурно-гигиенические навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель создаёт в группе атмосферу.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Психологическое консультирование тревожного поведения ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 10:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны, поэтому, родители,...
Осенний праздник во второй младшей группе «Воронушка»
«Воронушка» Осенний праздник во второй младшей группе Оборудование: Искусственные деревья «Капельки» из картона ( к каждой «капельке» прикреплена...
Фотоотчет о коллективной работе детей старшей группы «Транспорт»
В течение недели, посвященной лексической теме «Транспорт. Профессии на транспорте», дети знакомились с видами транспорта в соответствии со средой...
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс в средней группе [/b] Двадцать третье февраля. Пусть под снегом вся земля, Но готов у нас зачин: В...
Фото зарисовка «Снежные знаки зодиака»
Дорогие друзья! Не могу не поделиться с вами красотой, которую создали коллеги из образовательных учреждений нашего города. 16 февраля на городском стадионе...