Лучший педагог года

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

Екатерина Рыбакова
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

С самого рождения дети находятся в окружении игрушек. Их покупают не только на праздники, но и просто так, для отвлечения или по желанию ребенка. С каждым годом мир игрушек становится все более разнообразным, но и в тоже время более опасным. Уже существует множество примеров того, что они нанесли вред физическому и психологическому здоровью детей, вместо того, чтобы приносить им радость.

Публикация «Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные производители игрушек часто не заботятся о том, какое влияние игрушка оказывает на детскую психику. Единственным критерием для изготовления игрушек для производителей является увеличение продажи игрушек.

Объективные показатели негативного влияния игровой продукции на детей

- Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильное ощущение).

- Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности.

- Чрезмерное развитие определённых сторон личности (чувства зависти, превосходства над другими, жадности и т. п.).

- Формирование преждевременных потребностей ребёнка, в том числе сексуальных.

- Снижение активности ребёнка (его несамостоятельность).

- Тщеславие от «имения» игрушки, вместо «умения» придумать различные способы игры с ней.

- Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:

• Принцип безопасности – это физические, психологические, нравственные риски.

• Принцип развития – с учетом ЗБР (зоны ближайшего развития).

• Принцип соответствия – возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.

Оценка безопасности игровой продукции – это физическая и экологическая, психофизиологическая, нравственно-духовная и психологическая безопасность.

Психологическая безопасность игровой продукции включает в себя

– отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

При покупке игрушек необходимо учитывать следующие критерии:

1. Педагогический – чему научит игрушка. Какие разовьёт умения, творческие способности.

2. Психоэмоциональный – что несёт в себе игрушка, какие чувства пробудит.

3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного.

4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, способствует ли сотрудничеству.

Чтобы предостеречь взрослых от покупки самых опасных игрушек для детей, рассмотрим наиболее распространенные из них.

ИГРУШКИ УСТРАШАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА.

В нашем мире производится множество игрушек-монстров, которые представляют потенциальную психологическую опасность для современного ребенка. Они способствуют появлению беспричинной агрессии. Ребенок, играя с игрушкой-монстром, становится очень агрессивным, что сказывается на формировании его характера. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет - с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием "некрасивый", добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.

Может укусить.

Мальчик в гостях не играл с игрушками у которых был открыт рот и видна пасть. При этом он вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот, в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.

У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.

КУКЛА БАРБИ считается опасной для развития психики маленьких девочек. Она не вызывает у них природного желания поиграть ею в дочки-матери, не способствует развитию у них материнского инстинкта. Игра с куклой Барби приводит к формированию чувства недовольства собой (особенно внешностью) и стремления к взрослому образу жизни (макияж, вызывающая одежда, привлечение внимания мужчин). Самый яркий пример -"империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться? В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д. Б. Эльконина, это "школа произвольного поведения". Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов, может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.

Забава для мужчин

Говорят, что первоначально кукла Барби предназначалась для. увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в Германии в качестве "сексуальной партнерши" для моряков. Однако в обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик "секс-бомбы" остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол.

ИГРУШКИ ДЛЯ "ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ".

С темой Барби перекликается и тема игрушек для так называемого "полового воспитания", которые в последнее время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для "половой самоидентификации ребенка". Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети "самоидентифицировались" без подобных игрушек?

ИГРУШКИ С ВНУТРЕННИМИ ОРГАНАМИ.

Эрвин Маленький Пациент — это плюшевая игрушка, которая наряжена в больничных халат. После того как Вы разденьте Эрвина и расстегнете молнию на его животе, Вы увидите все внутренние органы этого человечка. Все органы являются точной копией настоящих, только игрушечные сделаны из плюша. Их можно вытаскивать, рассмотреть, а вот чтобы сложить придется немного выучить анатомию. Потому что каждый орган, так же как и настоящий имеет свое место. На органах нашиты липучки разного цвета, с помощью которых маленьких хирург сможет их разместить и прикрепить в середине куклы к таким же цветным липучкам. Стоит отметить, что кукла не подает половых намеков, у нее есть только дыхательные органы и органы пищеварения и кровеносной системы.

Игрушки изображающие выделительные процессы человеческого организма или организма животного.

МЯГКИЕ ИГРУШКИ

Часто для наполнения мягких игрушек опасность используют некачественные материалы, которые способны вызвать приступы удушья у детей. Но даже выполненная из качественных материалов мягкая игрушка опасна для детского здоровья, так как является прекрасным местом сбора пыли, клещей и микробов. Такие игрушки следует очень часто стирать и дезинфицировать.

Ночной зоопарк

Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли не в полную величину. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами.

Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи. Особенно ночью.

Что можно сказать о мягкой игрушке? Самое главное ее назначение — дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страха или даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

КИТАЙСКИЕ ИГРУШКИ

Вы когда-нибудь задумывались, как повлияет на восприятие мира малышом заяц синего цвета (которого в природе не существует, или розовый мишка (такой цвет тоже как таковой в природе отсутствует? И это не говоря о многочисленных товарах из Китая, которые даже взрослых способны довести до сердечного приступа.

ИГРУШКИ С ЭЛЕКТРОННОЙ «начинкой», которые очень популярны среди детей, по мнению психологов, мешают детям фантазировать. Самый большой вред от этих игрушек - это, конечно же, пагубное влияние на зрение и психику ребёнка. Чаще всего в этих девайсах закачаны вредные игры, где нужно драться, убивать, разрушать что-нибудь, что в принципе опасно и вредно для детей.

САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ – ПРИРОДНЫЕ

"Это камешки, песок, шишки, палочки, лоскутки. Они могут быть всем", - говорит д-р психологических наук Вера Васильевна Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению того, как влияют современные игрушки на психику детей. - А чем может быть машинка? Только машинкой. (Правда, если это грузовик, то, вероятно, он может стать еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и проч. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!"

Заключение.

Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ.

Публикации по теме:

Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины,.

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста» Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ ЦРР детский сад.

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе детского сада: Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста" Подготовила и провела:.

Роль игры в развитии ребёнка. Игра – это не особый мир, в котором живёт ребёнок и который китайской стеной отделён от мира взрослых. Наоборот, игра есть способ проникновения.

Роль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольникаРоль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольника Картотека подвижных игр по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста «Карусель»Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;.

Роль семьи в развитии речи ребёнка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Роль сказки в развитии речи ребёнка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до. Из опыта работы воспитателя МБДОУ –д/с «Солнышко» п. Советское Савельевой Т. В. Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его.

Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам. А. Н. Толстой Вспоминая свое детство, первое что приходит на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 13:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД