Папки-передвижки

Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса

Татьяна Васильевна Сафронова
Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса

Кадетское образование в г. Москве начало развиваться с 1992 года. В настоящее время в каждом административном округе есть кадетское общеобразовательное учреждение интернатного типа (далее – кадетский корпус, а то и несколько.

В кадетские корпуса принимают мальчиков и девочек, окончивших начальную школу. Дети, поступившие в образовательное учреждение, которое живет по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации.

Публикация «Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса» размещена в разделах

Учеба в кадетском корпусе – это новый этап в жизни 10-летних детей, которые оказываются в новых, непривычных социальных условиях : обучение в закрытом образовательном учреждении – интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу.

Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. В общеобразовательной школе также существует проблема адаптации бывших четвероклассников к средней школе. Однако кадетский корпус значительно отличается от средней общеобразовательной школы.

На первом году обучения у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет :

- жесткая регламентация распорядка дня;

- преобладание групповых видов деятельности;

- подчинение и субординация;

- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.

Перед 10-летними детьми кадетском корпусе стоят взрослые задачи:

1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.

2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.

3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.

4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.

5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Ребенок, перешедший из начальной школы в кадетский корпус (интернатного типа, сталкивается с новыми требованиями средней школы.

Начало обучения в кадетской школе-интернате – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни подростка и родителей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь подростка: перестраивается режим, к которому привык подросток, новые условия обучения и проживания, а главное, что она подчиняется учебе, кадетским делам и заботам. Это очень напряженный период, так кадетский корпус с первых же дней ставит перед воспитанниками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все подростки и родители (законные представители) наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в кадетском корпусе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У подростков в первые дни обучения и проживания в корпусе снижается сопротивляемость организма, может нарушаться сон, аппетит, повышаться температура.

И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразуют, переосмыслят для себя действительность, переживут для себя свои личностные конфликты, будут готовы к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Адаптация кадет - это сложный процесс взаимодействия кадета и окружения. Адаптивность в корпусе у подростков носит индивидуальный характер и зависит от социального опыта подростка, возможностей его организма и психики. Формируется за счет волевой сферы и особенностей характера подростка. Адаптивность – это характеристика активности подростка, отражающая соответствие или несоответствие ее целей и достигаемых ее целей и достигаемых результатов. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность – в рассогласовании целей и результатов.

К тому же, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.

Средством стимулирования социально-психологической адаптации служит система единых требований сотрудников корпуса, выработанных на протяжении всей истории кадетского образования в России. Если родители (законные представители) тоже соблюдают эти требования к своим детям во время нахождения детей дома, то социально-психологическая адаптация проходит у воспитанника быстрее.

Для предотвращения всех побочных эффектов адаптации была разработана данная программа. Программа «Школа будущего моряка» предназначена для создания психологических условий для успешной адаптации подростков к условиям обучения и проживания кадетском корпусе, сохранения психологического здоровья подростков, разработки способов адаптации для применения всем участников образовательного процесса.

На основании этого была организованна работа по составлению и реализации программы, цель которой – вооружение будущих воспитанников приемам борьбы со стрессом, помочь выработать правильную стратегию поведения в период больших физических и психологических нагрузок, научить справиться со страхами, преодолевать неудачи.

Список литературы

1. Галеева Н. И. Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М. А. Шолохова [Электронный ресурс]. – URL : www.moskadet.ru. 2. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. – СПб. : Речь, 2007. – 119 с. 3. Письмо Минобразования РФ от 21.05.2004 №14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

4. Сомова Н. Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий. – СПб. : КАРО, 2002. – 368 c.

5. Сафронова Т. В. «Школа будущего моряка». Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате «Навигацкая школа» (10-дневный курс) [Электронный ресурс]. – URL : festival.1september.ru›articles/613192/

Публикации по теме:

Младшие дошкольники: результаты адаптационного периода и организация жизни и воспитания в ДОУ «Младшие дошкольники: результаты адаптационного периода и организация жизни и воспитания в ДОУ» 1 слайд – Заглавие. 2 слайд – В 2015-2016.

Перспективное планирование игровых методов и приёмов во время адаптационного периода в раннем возрасте Перспективное планирование игровых методов и приёмов во время адаптационного периода в раннем возрасте. Август «Давайте познакомимся».

Анализ карт нервно­-психологического здоровья и адаптационного периода у детей первой младшей группы В группу с начала сентября поступило 15 детей, с периодичностью поступления трое детей каждую неделю в возрасте от 1,9г. до 2,3г. С сентября.

Игры с ребёнком во время адаптационного периода Доброго время суток! Закончились выпускные балы в детских садах. Выпускники детских садов готовятся к своему самому первому и долгожданному.

Открытый классный час для учащихся 2–5 классов в рамках месячника военно-патриотического воспитания «Я видел седых детей» Открытый классный час для учащихся 2 - 5 классов проводимый в рамках месячника военно – патриотического воспитания. «Я видел седых детей…».

План самообразования. «Особенности патриотического воспитания современного дошкольника в условиях реализации ФГОС» Цель: Освоение форм и методов работы по ФГОС для организации образовательного пространства формирующего нравственно-патриотическую личность.

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному.

Проект проектирование процесса военно-патриотического воспитания детей 6–7 лет посредством досуговой деятельности ПРОЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила: Музыкальный.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как технология сбережения психического здоровья дошкольников.

Родительское собрание «Особенности адаптационного периода при переходе в основную школу» «Особенности адаптационного периода при переходе в основную школу» Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 11:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД