Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях.

Елена Стрижакова
Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях.

Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях.

Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях.

Публикую отрывки моей статьи, вошедшей в сборник материалов VIII международной научно-практической конференции молодых учёных.

Быть может кому-то данная информация будет полезна.

Обеспечить психологическое развитие ребёнка и его адаптационную готовность в новой жизненной ситуации, в рамках развивающей программы, поможет психологическое сопровождение, включающее в себя диагностическое исследование. Оно проводится «с целью изучения личностных характеристик ребёнка, составляющих понятие индивидуальности», включающих в себя: самооценку, особенности темперамента, характера; а также психической деятельности, в основе которой лежит механизм удовлетворения потребностей через самореализацию личности.

Данное исследование помогает проанализировать «межличностные отношения ребёнка с окружающими людьми и сделать выводы о своеобразии формирования навыков общения у каждого из детей».

Диагностическое исследование изучения личностных особенностей детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год: в начале и в конце учебного года, выявляя динамику развития личностной сферы ребёнка.

Привлечение воспитателей и родителей к данному виду диагностического исследования, помогут психологу получить полную информацию об индивидуальных личностных особенностях ребёнка.

Для полноценного психического развития ребенка необходимо: чтобы все его контакты с предметным миром носили открытый, диалогический характер;

душевное равновесие, состояние внутренней гармонии, детский смех, потребность в познании были неотъемлемой его частью, погружённого в атмосферу игры и творчества;

мотивация, исходящая от ребёнка, имела поддержку со стороны взрослых и являлась механизмом адаптации к миру, в котором ему предстоит жить.

Социально-психологические условия успешного обучения и развития дошкольника побуждают психолога:

создать особый эмоциональный климат, построенный на взаимном доверии и интересе;

позитивно оценивать сформировавшиеся склонности ребёнка, на основе которых развиваются способности;

организовать условия открытости, способные дать детям широкий диапазон действий, впечатлений, новых знаний, различных эмоций путем обогащения предметно-пространственной среды средствами искусства, природы, общения и возможностью выразить себя.

В работе с детьми необходимо различать стили учебной деятельности, выполняющие приспособительные функции в восприятии материала и психологической комфортности ребёнка.

Занятия с дошкольниками необходимо строить в игровой форме со сменой различных видов деятельности, учитывая типологические особенности и скорость реакции психических процессов.

Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их развития, в другом - преградой, мешающей проявить индивидуальность, творческие способности.

Психологическое сопровождение в ДОУ создаёт здоровый психологический климат и реализуется с помощью психокоррекционных приёмов:

• специально разработанных психологических занятий с детьми индивидуально и подгруппами;

• рисуночных игр;

• упражнений для детей с затруднениями в общении;

• упражнений и игровых ситуаций на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;

• танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник;

• этюдов на имитацию выразительных движений, разных явлений природы, на выражение различных эмоциональных состояний, направленные на осознание собственных мышечных и эмоциональных состояний;

• арт-терапевтическое применение, связанное с изобразительной деятельностью и элементами музыкальной терапии, способствующих самовыражению и спонтанной активности, развитию способностей ребёнка к произвольной деятельности, концентрации внимания, освобождению от внутренних отрицательных зажимов.

• сказкотерапия в развитии детской эмоциональности

Психологическое сопровождение предполагает консультирование и просвещение родителей детей, которые помогут в сборе сведений о ребёнке, с целью осуществления индивидуального подхода, основанного на изучении особенностей и изучения взаимоотношений ребёнка со сверстниками, взрослыми.

Знание трудностей в поведенческом аспекте во взаимоотношении с окружающими, определят выбор правильного пути в воспитательном процессе, предупреждает многие отклонения в развитии личности.

Таким образом, родители как субъекты сопровождения становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

Формы работы с родителями носят:

консультативный характер;

используются диагностические субъективные методы опроса: анкеты, беседы;

проводятся совместные занятия с участием родителей;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

общие и групповые родительские собрания.

Скоординированная работа взрослых и детей в едином образовательном пространстве - основа психологического понимания и личностного самоопределения каждого из них.

Публикации по теме:

Распространение педагогического опыта Уважаемые коллеги!Все мы озадачены подготовкой к аттестации! Поэтому спешу поделиться информацией, которая будет интересна всем, кто.

Участие в межрегиональной научно-практической конференцииУчастие в межрегиональной научно-практической конференции 24 февраля в г. Йошкар-Оле прошла межрегиональная научно-практическая конференция "Музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях перехода.

Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях.
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 17:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. Праздник зеркал на МААМ

Загадочному миру зеркал посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы познакомить ребенка со всеми возможностями зеркала и увлечь «зеркальным»...

27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

Пальчиковая сказка — игра Колобок
Колобок. Жил – был Колобок, у него румяный бок. /Кулак правой руки, лежит на левой руке ладонью вниз/. В круглом домике жил, /Рисуют указательным пальцем...
Детский мастер-класс по плоскостной аппликации с элементами рисования «Лиса — леса...
Данный мастер-класс будет интересен детям старшего дошкольного возраста. Цель: выполнение плоскостной аппликации "Лиса - леса краса". Задачи: - развивать...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности...
» из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»...