Елена Стрижакова
Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях.
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях.
Публикую отрывки моей статьи, вошедшей в сборник материалов VIII международной научно-практической конференции молодых учёных.
Быть может кому-то данная информация будет полезна.
Публикация «Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях,» размещена в разделах
Обеспечить психологическое развитие ребёнка и его адаптационную готовность в новой жизненной ситуации, в рамках развивающей программы, поможет психологическое сопровождение, включающее в себя диагностическое исследование. Оно проводится «с целью изучения личностных характеристик ребёнка, составляющих понятие индивидуальности», включающих в себя: самооценку, особенности темперамента, характера; а также психической деятельности, в основе которой лежит механизм удовлетворения потребностей через самореализацию личности.
Данное исследование помогает проанализировать «межличностные отношения ребёнка с окружающими людьми и сделать выводы о своеобразии формирования навыков общения у каждого из детей».
Диагностическое исследование изучения личностных особенностей детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год: в начале и в конце учебного года, выявляя динамику развития личностной сферы ребёнка.
Привлечение воспитателей и родителей к данному виду диагностического исследования, помогут психологу получить полную информацию об индивидуальных личностных особенностях ребёнка.
Для полноценного психического развития ребенка необходимо: чтобы все его контакты с предметным миром носили открытый, диалогический характер;
душевное равновесие, состояние внутренней гармонии, детский смех, потребность в познании были неотъемлемой его частью, погружённого в атмосферу игры и творчества;
мотивация, исходящая от ребёнка, имела поддержку со стороны взрослых и являлась механизмом адаптации к миру, в котором ему предстоит жить.
Социально-психологические условия успешного обучения и развития дошкольника побуждают психолога:
создать особый эмоциональный климат, построенный на взаимном доверии и интересе;
позитивно оценивать сформировавшиеся склонности ребёнка, на основе которых развиваются способности;
организовать условия открытости, способные дать детям широкий диапазон действий, впечатлений, новых знаний, различных эмоций путем обогащения предметно-пространственной среды средствами искусства, природы, общения и возможностью выразить себя.
В работе с детьми необходимо различать стили учебной деятельности, выполняющие приспособительные функции в восприятии материала и психологической комфортности ребёнка.
Занятия с дошкольниками необходимо строить в игровой форме со сменой различных видов деятельности, учитывая типологические особенности и скорость реакции психических процессов.
Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их развития, в другом - преградой, мешающей проявить индивидуальность, творческие способности.
Психологическое сопровождение в ДОУ создаёт здоровый психологический климат и реализуется с помощью психокоррекционных приёмов:
• специально разработанных психологических занятий с детьми индивидуально и подгруппами;
• рисуночных игр;
• упражнений для детей с затруднениями в общении;
• упражнений и игровых ситуаций на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;
• танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник;
• этюдов на имитацию выразительных движений, разных явлений природы, на выражение различных эмоциональных состояний, направленные на осознание собственных мышечных и эмоциональных состояний;
• арт-терапевтическое применение, связанное с изобразительной деятельностью и элементами музыкальной терапии, способствующих самовыражению и спонтанной активности, развитию способностей ребёнка к произвольной деятельности, концентрации внимания, освобождению от внутренних отрицательных зажимов.
• сказкотерапия в развитии детской эмоциональности
Психологическое сопровождение предполагает консультирование и просвещение родителей детей, которые помогут в сборе сведений о ребёнке, с целью осуществления индивидуального подхода, основанного на изучении особенностей и изучения взаимоотношений ребёнка со сверстниками, взрослыми.
Знание трудностей в поведенческом аспекте во взаимоотношении с окружающими, определят выбор правильного пути в воспитательном процессе, предупреждает многие отклонения в развитии личности.
Таким образом, родители как субъекты сопровождения становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Формы работы с родителями носят:
консультативный характер;
используются диагностические субъективные методы опроса: анкеты, беседы;
проводятся совместные занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
общие и групповые родительские собрания.
Скоординированная работа взрослых и детей в едином образовательном пространстве - основа психологического понимания и личностного самоопределения каждого из них.