Получи документы

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО

Надежда Войнова
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО

Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Публикация «Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до» размещена в разделах

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.

Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: (одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.

Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, ставлю перед собой цель – содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.

Задачи:

содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;

расширение возможностей понимания своего ребенка родителями и улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через игровой тренинг;

формирование доверия родителей (законных представителей) к психологической службе ДОУ.

Поставленные цели и задачи реализуется путём следующих направлений работы: диагностического, информационного, развивающего, консультационного блоков.

В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми мною проводятся:

- мастерские «Права ребенка и Права родителей», «Профилактика личностных расстройств детей дошкольного возраста», «Психологический портрет ребенка»;

- групповые консультации с целью помочь родителям справляться с

проблемами, возникающими при воспитании детей;

- индивидуальное консультирование родителей по запросам, связанных с эмоциональными нарушениями ребенка (страхи, агрессия, застенчивость);

- анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка».

Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг. Нами проводятся занятия для родителей и детей по программе «Игровой тренинг по сценариям русских народных сказок» Г. И. Репринцевой, направленные не только на коррекцию разбалансированной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер дошкольников, но и на формирование родительских компетенций в общении с ребенком, лучше понимать и принимать своего ребенка.

Целесообразность проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт.

Детско-родительский игровой тренинг выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем. Курс таких занятий – это первый шаг на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоление отклоняющего поведения. На занятиях много игр. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

В процессе игрового тренинга ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими как в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.

Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки. Он получает от родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Родители, наблюдая за ребенком, по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Участие родителей в игровом тренинге способствует лучшему пониманию ими своего ребенка.

На занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется. На занятиях отводится время на развитие творческого и эффективного мышления, уделяется внимание раскрепощению живой души, выявлению эмоциональности, непосредственности, открытости, творческого потенциала и эмпатии детей. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся в реальную жизнь.

Результатами психологического сопровождения старших дошкольников являются:

повышение социально – психологической компетентности родителей (законных представителей);

согласованность взаимодействия всех участников образовательной деятельности (воспитателей, педагога-психолога, детей, их родителей);

улучшение психического и эмоционального самочувствия детей;

гармонизация детско-родительских отношений;

содействие оптимальному развитию личности ребенка и укреплению внутрисемейных связей и отношений.

Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности с помощью игрового тренинга, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.

Литература:

А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер Стили семейного воспитания

Бодалев А. А. Психология межличностных отношений

Дружинин В. Н. Психология семьи

Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей Спиваковская А. С. Как быть родителями? - М. : Педагогика, 1986.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План-график внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС до в ДОО № п/п Мероприятия Срок исполнения Ответственные 1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО в ДОО.

План внедрения ФГОС дошкольного образования на 2014–2016 годы На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области №42-од от 06.02.2014 «Об обеспечении введения ФГОС ДО в Самарской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО
Опубликовано: 30 марта 2015 в 21:46
+210Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 153.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД