Приложение МААМ

Психологическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Елена Викульева
Психологическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе сюжетно-ролевой игры осуществляется социализация дошкольников, овладение важными социальными навыками. Ребенок в силу своего возраста не может моделировать социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. Реализацию этой потребности и навыки социализации он приобретает именно в игре со сверстниками, преобразуя различные сюжеты из реальной жизни.

Публикация «Психологическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» размещена в разделах

Объективные данные СПМ по г. о. Тольятти за 2013-2014 учебный год позволяют обнаружить определенную взаимосвязь между проблемами в организации, руководстве педагогами игровой деятельностью и сформированности сюжетно-ролевых игр. Особенно хочется отметить бедность и однообразие сюжетов и неумение педагогами брать на себя роль в игре, игнорирование косвенных приемов руководства, трудности привлечения к игре «проблемных детей».

В современной науке существует несколько подходов к организации сюжетно-ролевой игры дошкольников. Элементы педагогических технологий сюжетно-ролевых игр были заложены отечественными педагогами А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менжерицкой.

Технология Н. Ф. Тарловской предполагает путь организации игры, при котором основным побудителем является не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути совершается игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки. Вторым шагом – смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача педагога в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха [4].

В исследованиях Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников рассматривается как процесс передачи детям усложняющихся способов построения игры. Эта передача осуществляется в совместной игре взрослого и ребенка.

Выделены принципы организации сюжетно-ролевой игры :

воспитатель играет вместе с детьми, чтобы ребенок овладел игровыми умениями;

воспитатель играет на всем протяжении дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывает игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения;

начиная с раннего детства и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику [3].

Исходя из анализа теоретических подходов, можно выделить ряд причин негативных тенденции в организации сюжетно-ролевой игры :

отсутствие в сознании взрослых – родителей и воспитателей – понимания ценности совместной игры;

позиция воспитателя как пассивного наблюдателя или как диктующего действия и поведение ребенка в игре;

наличие чрезмерно детализированных игрушек и атрибутов, наталкивающих детей на совершение манипулятивных действий;

недостаточное количество неоформленного игрового материала, стимулирующего воображение ребенка.

Из вышеуказанных причин видно, что немаловажную роль в формировании игровой деятельности детей принадлежит педагогу. От эффективного педагогического руководства игровой деятельностью детей во многом зависит, сможет ли дошкольник достичь того уровня развития игровой деятельности, который доступен ему по возрасту.

Анализ исследований по проблеме показывает, что большое влияние на формирующуюся личность дошкольника оказывают личностные качества значимого взрослого – родители и воспитатели детского сада (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин) [6].

В исследовании Н. В. Шуровой отмечено, что педагоги с высоким уровнем самоактуализации способствует развитию самосознания дошкольников, позитивного отношения социальной действительности [2], [5].

А. В. Морозов рассматривает среди личностных качеств педагогов педагогическую креативность как составляющую социальной компетентности – умение выстраивать эффективное взаимодействие с воспитанниками

Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. утверждают, что изучение психологических механизмов, обеспечивающих развитие креативности педагога, необходимо для развития коммуникативных, поведенческих навыков ребенка.

Итак, личностные качества педагога накладывают отпечаток на формирующуюся личность ребенка. Педагог, свободный от установок, умеющий встать на позицию ребенка, сможет эффективно выстроить процесс взаимодействия с ним, а между детьми создать доброжелательные отношения. Педагог, ориентированный на самоактуализацию, будет стремиться побуждать детей к личностному росту и развитию. В свою очередь, самоактуализация – это мощный мотив к проявлению креативности педагога в его деятельности. Творчески подходя к обогащению сюжетов и введение новых, к организации предметно-пространственной среды, к приемам руководства, к выстраиванию отношений между детьми, мы сможем увидеть творческую игру и у дошкольников.

Ключевыми понятиями в нашей работе являются «умение встать на позицию ребенка (понять, принять, признать)», «осознание личностных ресурсов», «саморазвитие», «креативность» педагога.

Поэтому целью проекта стало сформировать данные умения у педагогов. Она реализовывалась через решение следующих задач:

1. Осознание своей креативности в педагогической деятельности.

2. Поиск ресурсов для более эффективной организации сюжетно-ролевой игры детей через анализ причин проблемных зон.

3. Развитие творческих способностей.

Проект предполагал работу с педагогами по следующим темам:

1. «Оттаивание» (раскрепощение, ощущение внутренней свободы).

2. «Осознание своих внутренних ресурсов» (развитие навыков рефлексии).

3. «Мы родом из детства» (умение встать на позицию ребенка, понять, принять, признать ее, умение быть эффективным партнером по игре).

4. «Подумай по-другому» (творческое мышление, умение быстро принимать решение гибкость, оригинальность).

5. «Ты творишь» (нестандартное решение проблемных задач).

6. «Педагогическая мастерская» (коллективное творчество)

В качестве форм работы с педагогами использовались: индивидуальные и групповые упражнения, групповые дискуссии, мини-лекции, диагностические процедуры.

На каждой тематической встрече мы использовали различные психологические технологии, которые помогли добиться желаемого результата – педагога, который понимает ребенка, стремится к саморазвитию, умеет импровизировать, творчески подходить к решению проблем.

Результаты предварительной и заключительной диагностики личностных качеств педагогов (уровень креативности, особенностей руководства воспитателем игровой деятельностью и уровень развития сюжетно-ролевой игры дошкольников представлены в таблице и гистограммах. В качестве диагностического инструментария использованы:

- тест «Креативность» (Н. А. Вишнякова);

- листы наблюдения за руководством воспитателем игровой деятельностью детей подготовительной к школе группе;

- листы наблюдения по изучению особенностей сюжетно-ролевой игры ребенка 6-7 лет.

Сравнительный анализ результатов показал, что после проведенных мероприятий отметили повышение у значительной части педагогов по следующим показателям креативности: творческое мышление, оригинальность, эмоциональность, эмпатия, творческое отношение к профессии (значения показателей варьируют в пределах 8-10 баллов). При оценивании руководства воспитателями игровой деятельностью дошкольников выявлены позитивные изменения по таким показателям:

- развитие познавательных интересов и творческих способностей детей;

- стимулирование детей к созданию и преобразованию игровой среды в соответствии с развитием сюжета игры, к творческому использованию предметов заместителей;

- преобладание косвенных приемов руководства;

- взятие воспитателем на себя роли в игре.

Оценивание сюжетно-ролевой игры старших дошкольников позволяет сделать вывод об увеличении доли детей с высоким уровнем на 8% и уменьшение количества воспитанников с низким на 10%.

Таким образом, в организации игровой деятельности и непосредственно сюжетно-ролевой игре дошкольников большое значение имеют личностные качества педагога – умение встать на позицию ребенка, потребность в саморазвитии, креативность (творческая активность, творческое мышление, творческие навыки). Данные качества являются одновременно и профессиональными. Их развитие осуществляется посредством активных методов обучения, направленных на осознание своих личностных ресурсов, мотивирование к саморазвитию и проявлению креативности.

Список используемой литературы:

1. Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб. : Питер, 1998.

2. Изучение профессиональных качеств личности воспитателя детского сада руководителем дошкольного учреждения //Тезисы. Материалы научно-практической конференции "Информационное обеспечение управления развитием системы регионального образования" Тула. 1996.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.

4. Тарловская Н. Ф. // Дошкольное воспитание. 1987, № 2.

5. Шурова Н. В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, 1996.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : 1978.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Сюжетно-ролевая игра Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации; Активный способ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 15:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Викульева (УИ 268219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД