Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Абдуллаева Ирина
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Современные реалии «рынка профессий» таковы, что обществу требуются активные, творчески мыслящие, любознательные молодые люди с гибким мышлением, которые могут принимать нестандартные решения и брать ответственность на себя. Мир профессий претерпевает кардинальные изменения: часть их устаревает, взамен появляется огромное количество новых. Согласно этим глобальным изменениям возникают вопросы: что определяет правильный профессиональный выбор молодого человека, что в большей степени необходимо современному выпускнику: глубокие и прочные знания, или правильное воспитание, или развитие интеллектуального потенциала, или формирование способностей к саморазвитию, умений учиться, или развитие творческого потенциала.

Все эти вопросы нашли свое отражение в новом «Законе об образовании РФ». Согласно новому стандарту общего среднего образования, у выпускника школы должны быть не только сформированы определенные знания и умения, но и качества личности, позволяющие ему делать осознанный жизненный выбор в личностном самоопределении, в которое особым образом вплетено профессиональное самоопределение. Уметь строить жизненную перспективу, планы на будущее, ставить перед собой цели и задачи, иметь внутренние резервы для реализации намеченного – это становится в современном обществе весьма актуальной характеристикой молодого человека.

Профессиональное самоопределение является важной составляющей личностного самоопределения. Этот процесс начинается довольно рано в возрастном развитии человека и продолжается практически всю жизнь. Он является сложным, динамичным и включает в себя различные аспекты: от эмоционального отношения ребенка к труду до самоутверждения человека в обществе, определение своего «неслучайного» места в жизни, самореализации.

Это не стихийный процесс, школьников необходимо готовить к осознанному выбору дальнейшего профессионального развития, обращая особое внимание на старший подростковый возраст. Период развития профессионального самосознания, частных интересов на общественные.

Умение строить жизненную перспективу, т. е. ставить перед собой цели, планировать пути их достижения является необходимым условием благоприятного развития личности, а также важным моментом в формировании основ психологического здоровья.

Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся само по себе является важнейшей задачей современной системы образования. А в сочетании с профориентационной работой с учащимися значимость этой задачи возрастает. Поскольку только психологически здоровый молодой человек имеет верное представление о самом себе, он способен справиться с возникающими проблемами и трудностями, оптимистически настроен, способен к самореализации и может быть в целом адаптирован к успешному функционированию в социуме.

Психологическое сопровождение нужно осуществлять в различных аспектах, не только ориентируя детей в интенсивно меняющемся мире профессий, но и помогая им в развитии и формировании определенных личностных качеств. В работе со школьниками необходимо сместить акценты с акта выбора профессии на подготовку к ней, в частности, не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности, ответственно относиться к своему становлению, научить правильно оценивать свои природные особенности и задатки, создать в сознании школьников ориентационное поле профессионального развития личности, помочь укрепить профессиональное Я, сформировать адекватную самооценку, помочь развить социально-психологический адаптационный потенциал, сформировать навыки саморегуляции жизнедеятельности.

В средних образовательных учреждениях психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников должно реализовываться посредством комплекса мероприятий по улучшению психологического здоровья и повышению показателей профессионального самоопределения, включая задания и упражнения на улучшение таких показателей психологического здоровья учащихся, как социально-психологическая адаптация, тревожность, мотивация, самооценка и самоотношение. Данные показатели обнаруживают тесную связь с показателями готовности к профессиональному самоопределению. «Психологическое сопровождение» означает движение рядом, оказание молодому человеку помощи и поддержки в выборе траектории профессионального развития, не навязывая ему своего мнения, а помогая наметить ориентиры.

Публикации по теме:

Технология Попс-формулы в подготовке старшеклассников к написанию эссе МБОУ «Смородинская СОШ» Доклад «Технология ПОПС – формулы в подготовке старшеклассников к написанию эссе» Деминов Дмитрий Дмитриевич.

Единый день профессионального самоопределения в ДОУ. ФотоотчетЕдиный день профессионального самоопределения в ДОУ. Фотоотчет Единый день профессионального самоопределения в МБДОУ “Детский сад №1 “Кэрэчээнэ” с. Столбы Цель: развитие интереса детей к миру труда.

Мастер-класс «Психологическое сопровождение процесса адаптации» Мастер - класс на тему: «Психологическое сопровождение процесса адаптации в ДОУ» Подготовила педагог-психолог: А. А. Алпаутова 09.11.2018.

Методическая разработка для старшеклассников «Психологическая подготовка к ЕГЭ» Слайд1 Титульный лист Слайд 2 Предэкзаменационный и экзаменационный период — это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 12:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

21 января. Международный день объятий

День объятий– неофициальныйпраздник, который появился встуденческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом и...

Долгосрочный проект для группы раннего возраста 2 Тема: «Малыши-крепыши»
Вид проекта: практико - информационный, познавательно – творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, родители...
Сценарий праздника к 8 Марта «Волшебный цветик-семицветик и девочка-весна» для...
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: ( Звучит красивая музыка, дети входят в зал и встают полукругом) 1 ребенок ( мальчик) : Сегодня у нас так уютно, как дома, Смотрите, как...
Фотоотчёт «Зимнее дерево» декларации руками детей
В одну из образовательных областей дошкольного образования, а именно, художественно - эстетическую входят занятия по рисованию. Рисование на бумаге привычно...