Получи документы

Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода)

Ольга Кочиева
Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода)

Задачи:

• формировать у детей представление о невербальных средствах общения

развитие вербальных и невербальных средств общения;

развитие умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях, формирование доверия к окружающим людям;

• воспитание интереса к партнерам по общению;

• формирование адекватной самооценки, повышение чувства уверенности в себе;

• снижение психо-эмоционального напряжения.

Материалы: изображение детей-китайцев, короткая аудиозапись фанфар, аудиозапись речи на китайском языке, конверт с письмом.

Публикация «Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода)» размещена в разделах

1. Введение в ситуацию.

Психолог собирает детей вокруг себя.

- Ребята, любите ли вы ходить в гости?

- А в другой город вы ездили когда-нибудь в гости? А в другую страну?

- Ребята, а вы знаете, что в другой стране дети играют в другие игры, такие, каких мы и не знаем?

- Хотите узнать, какие? А сможете научиться в них играть?

2. Актуализация

- А как мы доберемся с вами до другой страны? (ответы детей)

- Я предлагаю совершить путешествие на воздушном шаре (авторское упражнение на саморегуляцию, снятие телесного напряжения и напряжения мышц лица).

- Сейчас мы сплетем большую корзину (дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу). Посмотрите, какой огромный шар сейчас нас поднимет в воздух. Закройте глаза и держитесь крепче. Делаем глубокий вдох-выдох, шар взлетел. Вдох-выдох, вокруг нас белые пушистые облака, лучи солнца согревают щечки. Один лучик солнца заглянул в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте его аккуратно. Он забрался на живот – погладьте животик. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком. Посмотрите, как высоко мы взлетели! Стало прохладно, сожмитесь, обнимите свои плечи, потрите их ручками. Почувствуйте как сразу стало теплее. Делаем вдох-выдох и наш воздушный шар снижается.

- Вот мы и прилетели. Прилетели мы в страну Китай. Ребята, послушайте? Где-то звучит музыка? (включается короткая аудиозапись торжественной музыки; цель: активизация внимания детей).

- Наверное, это нас приветствуют жители этой страны, китайцы. Давайте пообщаемся с ними и спросим, в какие игры они играют.

- Ребята, скажите, а как мы с вами общаемся? (Беседа о речи и ее предназначении в жизни людей, речевой этикет ( цель: привлечь внимание детей к вербальному общению). – Зачем нам нужна речь, голос? А с каким человеком приятно общаться? Почему нужно говорить вежливо и правильно? Почему говорят, что словом можно ранить? (ответы детей).

3. Затруднение в ситуации.

Появляются персонажи дети-китайцы (картинки).

-Ребята, давайте поздороваемся с ними! ( дети кричат: «здравствуйте», «привет»).

Психолог незаметно включает аудиозапись с иностранной речью.

-Ой, ребята, слышите? Эти дети говорят на другом языке? Как же мы будем с ними общаться? Они не понимают нашу речь, а мы не понимаем их речь?

-Сможем мы у них узнать, в какие игры они любят играть?

-Почему не сможем? (они нас не понимают, мы – их).

- Ну, мы же с вами не сможем быстренько выучить китайский язык? Значит, что нам нужно узнать? (как можно договориться без слов).

- Как мы можем это сделать? ( цель: нужно узнать способы, как можно пообщаться без слов, спросить у взрослого).

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

- Ребята, чтобы общаться друг с другом, кроме голоса, мы можем использовать движения рук (жесты, движениям всего тела (пантомимика) и изменять выражения лица (мимика).

- Хотите научиться так общаться? А сможете?

- Тогда давайте сначала потренируемся с вами говорить с помощью рук. А поможет нам в этом уже знакомая вам игра «Как живешь?».

Далее детям проговаривается стихотворный текст, который они вместе с педагогом сопровождают движениями.

Игра «Как живешь?» ( цель: привлечь внимание к жестикуляции, как одному из невербальных способов общения).

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (бег на месте, руки согнуты в локтях)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (погладить живот)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

- Вот сколько можно сказать при помощи движений рук – жестов. А как можно общаться при помощи движений тела? Как двигаться так, чтобы о чем-то или ком-то рассказать?

Игра «Походки» ( цель: сформировать у детей представление о роли пантомимики, как невербального средства общения).

- Вспомните, как ходят разные люди и животные. Давайте, например, покажем китайцам как ходит маленький пушистый котенок (заяц, слон, бабочка, дедушка; дети могут придумать и показать по очереди свои варианты, а остальные должны угадать, кого те изображают).

- Вот как оказывается можно рассказать о ком-то или о чем-то при помощи движений всего тела. Это называется пантомимика.

- А что нам может рассказать выражение лица человека? (ответ - О том, что мы чувствуем, какое у нас настроение).

- Если вы увидите на моем лице улыбку, то какое у меня настроение? А если я испугаюсь, какое у меня будет выражение лица, покажите, пожалуйста? А если огорчусь? А если кислый лимон съем? А шоколадную конфету?

- Вот! Вы меня совершенно точно поняли.

- Ребята, выражения нашего лица называются мимикой. Вот мы с вами и научились общаться при помощи мимики.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

- А теперь давайте вспомним все способы общения, о каких мы сегодня узнали и поприветствуем китайцев. Покажите им жестами, движениями тела и лица, как мы рады их видеть. Что мы прибыли издалека. Что мы все дружим друг с другом и хотим с ними поиграть.

- Ой, смотрите, ребята, у китайцев что-то для нас есть. Это конверт с письмом (из-за изображения китайцев достается конверт с письмом, на котором написано «Нашим новым друзьям».

Психолог читает письмо : «Здравствуйте, друзья! Мы, жители страны Китай, очень рады вас приветствовать в нашей стране. Так как мы не умеем говорить по-русски, мы решили написать вам письмо при помощи переводчика. Мы, так же, как и вы, очень любим играть в разные игры. И хотим рассказать об очень древней и самой любимой игре «Поймай дракона за хвост!» (старинная китайская игра, цель: развитие доверия, сплочение коллектива, повышение самооценки, снятие психо-эмоционального напряжения). А правила у нее такие: В игре принимают участие как минимум десять человек. Они должны построиться друг за другом таким образом, чтобы правую руку положить на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто впереди стоит, – голова дракона, а последний – его хвост. Суть этой подвижной игры заключается в том, что голова дракона ловит себя за хвост. Шеренга постоянно находится в движении, тело следует за головой. Голова пытается схватить последнего игрока. При этом шеренга не должна разрываться. Участники игры на стороне хвоста не позволяют голове хвост ухватить. Однако если голова себя ухватит за хвост, то игрок, стоящий последним в шеренге, идет вперед и становится головой, а игрок, бывший предпоследним в шеренге, становится новым хвостом. Играйте в игры и приезжайте к нам еще в гости».

Проводится игра «Поймай дракона за хвост!».

6. Осмысление.

Дети снова собираются возле психолога.

- Ну что, ребята, смогли мы пообщаться с иностранцами? А как у нас это получилось? ( Мы узнали и применили разные способы общения без слов: движения рук, изменение позы тела и выражения лица).

- Вы такие молодцы! Я думаю, в эту китайскую игру мы теперь будем играть очень часто. А теперь нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с китайцами. Садитесь в корзину воздушного шара, взлетаем. Снова проводится психогимнастическое упражнение «Воздушный шар».

Публикации по теме:

Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений «Веселое путешествие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №34».

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода Организация образовательной деятельности в детском саду, через системно – деятельностный подход. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду (Консультация для воспитателей) ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний предусмотрено развитие личности воспитанника на основе.

Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста В докладе раскрывается тема реализации системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста..

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Справка взаимопроверки «Развитие коммуникативных навыков и умений в продуктивной деятельности детей» Справка взаимопроверки в средней группе №1 у воспитателей Смоляровой Светланы Викторовны и Малаховой Екатерины Викторовны по теме: «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода)
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 00:00
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД