Лучший педагог года

Психологическое здоровье ребенка в семье

Лариса Новикова
Психологическое здоровье ребенка в семье

Психологическое здоровье ребенка в семье

Речь пойдет о важности сохранения, укрепления психологического здоровья ребенка в семье. Уделим внимание общению родителей с детьми, сотрудничеству и сотворчеству, участию родителей в значимых для ребенка видах деятельности.

В данном случае – этим видом деятельности будет ИГРА.

Публикация «Психологическое здоровье ребенка в семье» размещена в разделах

Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется в психолого-педагогической практике. В чем же специфика психологического здоровья?

Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:

• Эмоциональное самочувствие

• Эмоциональное благополучие

• Внутренний душевный комфорт

К числу необходимых условий психологического здоровья относят и доминирование позитивных эмоций над отрицательными.

Сегодня психологическое здоровье рассматривают как необходимое условие полноценного проявления, функционирования, развития человека в процессе жизнедеятельности. И не только в зрелые годы, а и на первых этапах жизни – в раннем и дошкольном детстве.

В силу своих возрастных особенностей дети порой еще не владеют всеми составляющими психологического здоровья. Однако основы эти закладываются уже сейчас. И нам с вами важно это время не упустить!

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и др. связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.

Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает увиденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые

Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.

Сегодня игра рассматривается как наиболее адекватная деятельность для восстановления чувства единения с другими людьми, чувства близости, контакта, излечения эмоциональных ран.

Мы живем в такое время, когда очень много детей, испытывающих депривацию (ущемление) потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.

«Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта» (Коэн Лоренс). И он, как свидетельствует жизненный опыт и специальные исследования, прав. А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности? Что важно, необходимо, чтобы быть принятым в детскую игру? Родители в разной степени участвуют в детских играх:

от

С удовольствием

Всегда стараюсь принять участие в его играх

Никогда не отказываю

до

Если есть время

Когда как

Чаще отказываю

Иногда

Взаимодействуя с детьми в игре, родители преследуют разные цели. Наиболее часто свое участие в играх родители обосновывают стремлением поддержать игровой замысел ребенка, расширить, уточнить представления ребенка об отражаемой им сфере действительности, содействовать его интеллектуальному развитию, социализации, готовности к школе.

К сожалению, такие функции игры, как средство установления близости, доверия, единения, терапевтическая – «лекарства от эмоциональных ран» редко осознаются и используются родителями.

Как же тогда взаимодействовать с ребенком в игре?

Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взролсых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть?

Включаясь в детские игры, родители занимают в ней разную позицию. С особой легкостью, естественностью удается, как правило, установить доверительные контакты с играющими детьми родителям, способным занять в ней «игровую позицию». Готовность к такой позиции делает их обычно желанными соучастниками детской игры.

Под «игровой позицией» чаще всего понимается особое отношение взрослого к детям, выражаемое при помощи игровых приемов. Такая позиция основывается на общих принципах игры (прежде всего самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом пространстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выражены в слове, жесте, мимике, пластике.

ПРИМЕР:

«Дочке так нравится играть с папой. Она им руководит, предлагает разные роли: и мишкой побыть просит и зайчиком, который лапку поранил, и капитаном на корабле. А он в игре ей подыгрывает, забавляет».

Большинство родителей испытывают затруднения в игровом взаимодействии с детьми. Им представляется сложным занять «игровую позицию», войти в мир детской игры, оказать воздействие на ее развитие, личность, эмоциональное состояние своего сына (дочери) в процессе игры.

Играть с детьми надо пробовать, учиться!

Учимся общаться с ребенком, играть с ним. Успех в работе будет если происходит обогащение психологической культуры воспитывающих ребенка взрослых. Повышение их чувствительности к эмоционально-значимым переживаниям ребенка; освоение, понимание ими основных закономерностей и факторов психического развития ребенка; овладение способами сопричастного, игрового взаимодействия со своим сыном (дочкой); оказание содействия в активизации форм и средств эмоционального и телесного контакта взрослого и ребенка.

Научившись играть с ребенком, мы обогатим свои реальные возможности охраны и укрепления психологического здоровья детей в условиях семьи.

В процессе совместных игр родители начинают лучше понимать своих детей, осознавать, что игра – не такая уж пустая трата времени, приобретают умения игрового взаимодействия. Ребенок же ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так значимо для психологического здоровья членов семьи, полноценного развития малыша.

Родители – не жалейте времени на игру. Пусть ваше отношение к игре своего ребенка будет проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребенка.

Публикации по теме:

«В Сибири жить здоровым — быть!» Краткосрочный проект (средняя группа) Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Обоснование проблемы: - неосведомленность родителей.

Образовательный проект Участники: Дошкольники старшего дошкольного возраста, Педагогический персонал, Медицинский персонал Тип проекта: долгосрочный Ожидаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое здоровье ребенка в семье
Опубликовано: 15 марта 2015 в 14:37
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД