Психолого-педагогическая гостиная «Секреты Павлопосадского платка»

Светлана Леонтьева
Психолого-педагогическая гостиная «Секреты Павлопосадского платка»

Психолого-педагогическая гостиная «Секреты Павлопосадского платка»

сихолого-педагогическая гостиная

«Секреты Павлопосадского платка»

Задачи:- Познакомить детей и родителей секретами Павлопосадских платков (форма, символика, цветовое сочетание, рисунок, ткань, технология производства);

- Развитие мелкой моторики руки, координации рук, чувства ритма, памяти, внимания, глазомера;

- Способствовать сплочению детско-родительского коллектива. Развитие познавательного интереса к традициям русского народа;

Оборудование:

Павлопосадский платок (1м на 1м); платки на каждую семью меньшего размера; акриловые краски; тампоны; «манеры» - деревянный куб с нанесенной на него резьбой; х/б ткань (25см на 25см) с кромкой; магнитофон.

Организация:Подготовлены три площадки – свободная часть для приветствия, игры; стулья расставлены по кругу; «мастерская», где расставлены столы.

Ход:Ребята, наша группа сегодня превратилась в гостиную. А что это за комната? Правильно, это комната, в которой принимают гостей. В гости к нам пришли мамы, папы, бабушка и даже наши младшие братья и сестры. Давайте возьмемся за руки: представимся и поздороваемся все вместе с помощью рукопожатия. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы узнать секреты Павлопосадского платка. (Расправляю большой платок на полу) Давайте поднимем его все вместе и внимательно рассмотрим платок. (Вместе с участниками отмечаем особенности платка: цветовое сочетание, рисунок, ткань, форма платка). Как Вы думаете, почему платок квадратной формы? Что обозначают кисти, которые свисают по краю? (Платок на голову, платок на плечи. Кисти – это дождь. Квадратная форма – земля, политая дождём. Напоминание женщине, что она – земля политая и напитанная, её задача – плодоносить. Причём, речь не только о детях – это гораздо более широкая задача. Это и творчество, и рукоделие).

Давайте теперь все вместе плавно, одновременно попробуем поднять платок вверх и опустить вниз. Это у нас получится, если мы будем прислушиваться друг к другу. Молодцы! У нас все получилось. А теперь я приглашаю Вас присесть на стулья. Ребята, проводите своих гостей. (Дети садятся на колени к родителям).

Платок указывал на статус замужней женщины, голова которой по древнему поверью всегда должна быть покрытой, поэтому платок, в отличие от венца или повязки девушки, полностью закрывал заплетенные в две косы волосы женщины. Существуют разные способы повязывания платка.

1. Платок – один из самых древних головных уборов. Далеким прообразом современного платка был кусок домотканой ткани «убрус», или «полотенце». Полотенчатый головной убор могли надевать самостоятельно, либо он служил составной частью другого головного убора: кички, сороки, кокошника. (Я показываю, взрослые повязывают платок детям)

2. Русские крестьяне обычно складывали платок по диагонали и надевали его на голову таким образом, чтобы прикрыть всю голову, а иногда и часть лба.

3. Концы платка завязывали по-разному: два конца отводились к затылку и завязывались там узлом поверх третьего конца или под него. Он же распускался по спине или закладывался за узел. Два конца платка перекрещивались на затылке, поднимались вверх и закалывались булавками; два конца платка завязывались узлом или закалывались под подбородком булавками. Такая манера ношения платка была более характерна для замужних женщин.

4. Девушки платок, сложенный по диагонали, складывали так несколько раз таким образом, что он превращался в сравнительно широкую ленту, около 15 см. Лента укладывалась на лбу или ближе к темени, а концы завязывались на темени бантом. Задняя часть головы оставалась всегда открытой.

5. Что женщины носили на голове зимой, в мороз? В зимнее время русские крестьяне надевали на голову несколько платков: нижний обычно был тонкий (х/б, закрывавший часть лба, верхний толстый шерстяной, сложенный по диагонали. Два его конца, перекрещиваясь под подбородком, завязывались узлом на затылке. Способ, при котором два конца толстого шерстяного платка, перекрещенных под подбородком, завязывались на темени, считался старше. В некоторых деревнях зимой надевали три платка. Третий платок, сложенный по диагонали, а затем широкую ленту, подвязывал подбородок, а его концы завязывались на макушке.

В будние дни русские крестьяне прикрывали голову «простыми» платкаками, т. е. х/б однотонными или белыми, клетчатыми.

В праздничные дни они предпочитали платки ярких расцветок с нарядными кистями, бахромой.

В старину платок часто был составной частью головного убора? Какие еще старинные головные уборы Вы знаете? (отвечают дети и родители)

Я Вас приглашаю на прогулку по ярмарке. Давайте посмотрим на старинные головные уборы, примерим их. Звучит музыка. Все участники гостиной расходятся по группе врассыпную. Когда я называю головной убор, все останавливаются, повторяют движения за мной. Я даю краткую информацию об этом головном уборе:

- кокошник: руки подняты над головой, ладони вместе; выполняем пружинку с поворотом вправо и влево – показываем кокошники друг другу – «Кокошники имеют разную форму, поутому Вы в следующий раз сможете показать руками любую форму, которая Вам нравится»;

- сорока: машем руками, имитируя полет птицы – «Это единственный головной убор, у которого есть крылья и хвост, как у сороки»;

- повойник: и. п. – руки перед собой, ладони вместе; В. – поочередно поднимаем ладони вверх, показываем ветвистое дерево – «У этого головного убора есть донце, единственная часть, которая украшается вышивкой, деревом»

- платок: необходимо встать по 4 человека, п. ч. у этого головного убора 4 угла. Идем в одну, другую сторону;

- повязка – этот головной убор напоминает широкую ленту: все участники берутся за руки, идут друг за другом.

Понравилось примерять головные уборы? Мы увидели разные головные уборы, а теперь я приглашаю Вас в мастерскую, где мы узнаем секреты мастера, который их делает. (Все садятся за столы)

Но сначала давайте вспомним все то, о чем мы узнали, посмотрим на многообразие платков, их расцветок, мастера поделятся с нами своими секретами – просморт презентации о Павлопосадских платках.

2 слайд - Платок представляет собой квадратное или приближающееся к квадрату полотнище ткани, как правило, фабричного производства: он бывает шерстяным, шелковым, парчовым, льняным или хлопчатобумажным.

3 слайд - Платок являлся составной частью девичьего и женского головного убора, самостоятельным головным убором, а также шейным украшением женщин и мужчин.

4 слайд – Существуют разные способы повязывания платка, о чем говорят старые фотографии и репродукции картин художников, например, К. Маковский;

5 слайд – Перед нами фотография здания знаменитой Павлопосадской мануфактуры. Теперь она выглядит так. Шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом стали производить в Павловском Посаде более 150 лет тому назад (с 1860 года). Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Набивка рисунка на платок делалась специальными деревянными, резными досками («манерами»). Первоначально, рисунок для платка разрабатывается художником. Каждая доска вырезается отдельно для каждого цвета рисунка. На специальную деревянную раму натягивалась ткань, вырезанная по размеру платка. «Манерами» с краской наносили рисунок на ткань, а чтобы она лучше пропиталась - били по ним молотком. Вот поэтому такой рисунок называется набивным. Сначала набивался контур рисунка, а затем, основной узор. (Сопровождаю свой рассказ показом всего процесса: накладываю «манеру» на ткань, постукиваю кулаком – на 5 слайде показываю фотографии слева от фотографии здания мануфактуры)

На платках встречается различный орнамент, которому мастера дает свои названия, например, «Садко», «Рябина». «Радужный».

6 слайд – Сейчас производство платков автоматизировано. Мы видим конвейер, рисунок наносят специальными красками.

7 слайд – Мы сейчас приступим к изготовлению платка с помощью старинной технологии, будем наносить рисунок ручным способом. Перед Вами манеры, каждая из которых предназначена для одного цвета. Тампоном необходимо нанести краску на «манеру», затем отпечатать рисунок на ткани. Подумайте о цветовом сочетании, вспомните, какую часть платка необходимо украсить. Приступаем к работе.

В конце раскладываем платки на столе, для того, чтобы краска высохла. Придумываем название своему платку.

Встаем в круг, взявшись за руки, делимся впечатлениями от нашей встречи.

Публикации по теме:

Эссе «Моя мировоззренческая культурологическая и психолого — педагогическая философия» «Моя мировоззренческая культурологическая и психолого – педагогическая философия» «Человек, воспитывающий детей,.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования.

Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МЕЧЕТЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ.

Педагогическая гостиная «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Педагогическая гостиная «Возрастные особенности в подготовительной группе». Воспитатели: Долгих В. И. Комарова Л. А. «Воспитание – лучший.

Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: -ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.

Психолого-педагогическая характеристика по изобразительной деятельности детей О том, что изобразительная деятельность очень важна для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков.

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации».

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Психолого-педагогическая гостиная «Секреты Павлопосадского платка»
Опубликовано: 6 марта 2018 в 10:13
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Фотозарисовка. «Осень золотая в гости к нам пришла» в старшей группе
Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Фотоотчёт о занятии «Ветка рябины» в средней группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие". Виды детской деятельности:...
Познавательное длительное наблюдение «Орешник» с детьми подготовительной группы
Задачи: - расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; - развивать познавательный интерес к миру Природы; - воспитывать...