Марина Касынкина
Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества, а воспитание и развитие индивидуальности, личности. Ушло в прошлое - когда детский сад и школы, институты считались основным местом, где воспитывался человек, где он формировался как личность. Теперь всеми признается и подчеркивается роль семьи. Именно там закладываются основы личности. Цель исследования – изучение понятия психолого-педагогической поддержки и выявление результативности психолого-педагогической поддержки семьи.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Объект исследования – психолого – педагогическая поддержка семьи в ДОО.
Предмет исследования – психолого-педагогическая поддержка семьи в ДОО как условие развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого – педагогическая поддержка семьи в ДОО будет результативной, если :
- повысить педагогическую грамотность родителей;
- обеспечить взаимодействие ДОО и семьи, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе.
Выдвижение данной цели и гипотезы обусловило постановку следующих задач:
1. Рассмотреть психолого – педагогическую поддержку семьи как субъекта образовательного процесса ДОО.
2. Дать характеристику этапам и условиям психолого – педагогической поддержки семьи в развитии детей дошкольного возраста.
3. Изучить опыт психолого – педагогической поддержки семьи в МАДОУ №103 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово.
4. Провести эмпирическое исследование действенности оказания психолого – педагогической поддержки семьям в ДОО и разработать рекомендации.
Эмпирической базой исследования является МАДОУ №103 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, эмпирические (анкетирование, наблюдение).
В основе деятельности ДОО лежит собственная Программа воспитания и обучения, которая направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка кжизни в современном обществе,к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
С целью проверки результативности оказания психолого-педагогической поддержки семьям в ДОО нами было проведено исследование с детьми старших групп и родителями воспитанников по разработанной нами анкете (см. Приложение 1). Всего в исследовании приняли участие 3 старшие группы: 60 родителей и 60 детей. 6 человек не смогли принять участия в исследовании по личным обстоятельствам.
В основу содержания измерительной процедуры легли показатели удовлетворенности родителей качеством работы детского сада, а именно: Степень удовлетворённости родителей работой детского сада, степень удовлетворённости оснащениемДОО, участка детского сада, возрастной группы игрушками, игровым и информационно-техническим оборудованием, программно-методическим оснащением: книгами, пособиями;
Степень удовлетворенности деятельностью педагогов, уровнем их профессиональнойквалификации,координациейработыспециалистов и педагогов ДОО;
Степень удовлетворенности качеством информации о работе ДОО, возрастной группы, которую посещает ребенок, режимом работы группы, содержанием работы с детьми;
Степень удовлетворенности родителей развитием ребёнка в детском саду, его успешностью среди сверстников, удовлетворенность достижениями ребенка, степень удовлетворённости родителей дошкольным образованием.
Результаты анкетирования представлены в приложении (см. Приложение 3).
По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворяет деятельность детского сада. Наибольшее количество утвердительных ответов (98%) было получено на вопрос : «Вы спокойноработаете, когда Ваш ребенок находится в детском саду?», а 96% родителей отметили, что сотрудники детского сада внимательно относятся к их детям, 94 % утверждают, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад. Такой же высокий (94%) процент удовлетворенности выявлен по качествупроведения занятий с детьми и по уровню работы воспитателей с родителями в вопросах развития и воспитания.
1 Ответ на вопрос анкеты: «Удовлетворяет ли Вас уровень и содержание образовательной работы с детьми?»
Анкетирование выявило, что необходимо больше внимания уделять наглядной информации для родителей (родительские уголки в группах) - 7%родителей считают эту информацию недостаточной и нерегулярной. Также 7% анкетируемых заявили, что не имеют возможности влиять на то, что происходит в детском саду, а 24% - затруднились ответить.
Часть родителей высказали пожелания руководству ДОО. Из них благодарность коллективу и пожелания успехов высказали 53 человека. Среди замечаний наиболее часто встречаются пожелания улучшения питания, повышения заработной платы сотрудникам, оснащения современным оборудованиемплощадки для прогулки детей и сокращения количества детей в группах.
Таким образом, уровень и содержание образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении в целом удовлетворяет 91% родителей, что являетсявысоким показателем результативности работы коллектива иорганизации психолого-педагогической поддержке семьи в учреждении.
В результате анкетирования родителей выявлены различные позиции опрошенных о взаимодействии ДОО с родителями.
Большинство родителей дошкольного учреждения (92%) считают, что детский сад достаточно обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющим удовлетворить интересы ребенка.
2. Ответ на вопрос анкеты: «Детский сад достаточно обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющимудовлетворить интересы ребенка?»
В детском саду особое внимание уделяется физическому развитию и здоровью подрастающего поколения.
3. Ответ на вопрос анкеты: «В детском саду заботятся физическом развитии и здоровье ребёнка?»?
В детском саду достаточно книг, пособий, детских журналов, методических материалов для организации качественного педагогического процесса (90%).
Воспитатели готовы создать комфортные и безопасные условия для каждого ребенка, специалисты оптимально согласуют свои цели для полноценного развития, воспитания ребенка (98%).
Большая часть опрошенных определили предложенный режим работы детского сада наиболее оптимальным и удобным для посещения дополнительных занятий и кружков(88-90%).
По мнению основной массы родителей педагоги в достаточной степени предоставляют консультационную и иную помощь в вопросах воспитания ребенка, что позволяет детям с интересом и пользой проводит время в детском саду (91 – 95%).
Родители считают, что в детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения их познавательных интересов и разумных потребностей (93 %).
4. Ответ на вопрос анкеты: «В детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения его познавательных интересов и разумных потребностей?»
Также родителям ДОО предоставляется возможность участия в управлении учреждением, внесения предложений, направленных на улучшение работы детского сада, любые предложенияродителей оперативно рассматриваются администрацией и педагогами детского сада, учитываются при дальнейшей работе.
Результаты исследования доказывают, что в детском саду созданы все условия для развития детей и оказывается эффективная психолого-педагогическая поддержка семьи.
Так как оказание действенной психолого-педагогической поддержки семье является одним из условий развития детей, нами был выявлен уровень социального развития детей старших групп.
Для детей старшего дошкольного возраста больше подходит метод наблюдения, который может охватить большой диапазон характеристик,оценивание которых не под силу дошкольникам.
Процедура наблюдения.
Изучение социального развития детей велось по следующим признакам:
I. Потребность в общении.
II. Контактность.
III. Способность понимать другого человека.
IV. Способность к сочувствию, сопереживанию.
V. Умение пользоваться средствами общения.
Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) надо фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается баллом 7, низшая — баллом 1. (см. Приложение 5).
обработка результатов.
Вычислить общую сумму баллов по всем двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личностииспытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая 20.
Сумма баллов попоказателям 1, 2, 4, 18 покажетстепень контактности ребенка.
Сумма баллов по показателям 3, 5, 7, 12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6, 8, 9, 10 эмпатии, по показателям 13, 15,16, 17 — понимание другого человека, а показатели 11, 14,19, 20—степеньвладения элементарными средствами общения.
Рассмотрим результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Показатели социального развития у детей
Уровень развития
очень низкий
(20-50 баллов) низкий
(50-80 баллов) средний
(80-110 баллов) высокий
(110-140 баллов)
абс % абс % абс % абс %
- - - - 57% 35 63% 65
Как видно, из результатов исследования детей с низким уровнем социального развития не оказалось.
Психолого–педагогическая поддержка семьям способствует развитию детей старшего дошкольного возраста. Дети открыты, доброжелательны, отзывчивы. Они самостоятельно разрешают многие конфликты. Климат в группах благоприятный.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Психолого– педагогическая поддержка семьи в ДОО будет результативной, если реализовать следующие условия :
-повысить педагогическую грамотность родителей;
-обеспечитьвзаимодействиеДООи семьи, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе.
Важнейшим условием эффективности оказания психолого– педагогической поддержки семьям является тесное сотрудничество, партнерство педагогов и родителей, социума. Поскольку партнерство подразумевает доверие, обмен знаниями и опытом общения с детьми, то именно такой стиль отношений между педагогами и родителями позволяет достичь большей результативности в работе дошкольного учреждения. Исследованиепоказало,что социально-психологический климат в ДОО характеризуется доброжелательностью, открытостью, оптимизмом, располагает к творческой деятельности и способствует развитию детей дошкольного возраста.