Получи документы

Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО

Ольга Николаевна Хренова
Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО

Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» -

дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

«С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Анастасия Зырянова

Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС до» размещена в разделах

«…в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры". А. А. Асмолов

Среди задач, поставленных в Стандарте - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Среди психолого-педагогических условий реализации Стандарта : «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Вопросы для обсуждения:

Какие изменения произошли в мире детства?

Какие изменения произошли в современной семье?

Информационная социализация - умение пользоваться информационно – коммуникативной продукцией + дети проходят естественную социализацию в виртуальном мире (компьютерные игры).

• Теряется богатство связанное с невербальной сферой общения (эмпатия, основы эмоционального сопереживания, овладение системно –нравственными нормами)

Большая дезориентация у родителей - в семьях не знают как задавать нужные ценности, изменение формы семьи.

Изменение моделей жизненного успеха - у каждого эта модель своя. Для кого-то это самореализация и самовыражение, а для кого-то успех может быть связан с другой системой ценностей. В основном мы изучаем ценности, ценностное сознание.

Изменение отношения к ценности семьи

ВАЖНО!

детство меняется,

ребенок меняется,

его психологические особенности меняются,

семья - меняется и трансформируется

И ЭТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ!

Дошкольные образовательные учреждения оказывают

поддержку семье с опорой на принципы:

1) уважения личности ребенка;

2) личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) понимания детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

4) учета специфических для детей данной возрастной группы видов деятельности при реализации программы поддержки.

Условия оказания психолого-педагогической поддержки семье :

установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

активизация и обогащение воспитательных знаний и умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

обогащение житейских представлений родителей о развитии ребенка научными знаниями в доступной форме.

Направления и формы оказания поддержки.

1. Профилактика. Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

2. Просвещение. Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание.

3. Консультирование. Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.

4. Диагностика. Изучение семей воспитанников (медико-социально-педагогическое анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.

В свете современных требований ФГОС ДО на первый план выходят активные формы взаимодействия с семьей

Интерактивное детско-родительское собрание

Тематический тренинг

Квест-игра

День семьи

Семейный проекты

Дискуссионный клуб

Детско-родительский клуб

Квест-игра

Дискуссионный клуб

Спортивные, интеллектуальные, творческие события для всей семьи

Характеристика детско-родительских отношений как содержательная сторона поддержки семьи

характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь, со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений, по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя ;

Характеристика детско-родительских отношений как направления оказания поддержки семьи

стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, хаотичный);

социальный контроль : требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля (тотальный, систематический, ситуативный, попустительство); (поощрения и наказания);

Литература

ФГОС дошкольного образования

«Во что играют наши дети?», Смирнова Е. О., - М., 2009

«Общаться с ребенком. Как?», Гиппенрейтер Ю. Б. М., 1993.

«Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Гиппенрейтер Ю. Б. М., 2008.

«Психология семьи и основы семейного консультирования», Карабанова О. А. М., 2007

Публикации по теме:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.

Рассуждение о ФГОС ФГОС-это…. 28 августа 2013года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Совет Министерства образования и науки Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 15:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД