Папки-передвижки

Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования

Анастасия
Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования

Современное состояние разработанности в научной литературе проблемы психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях дополнительного образования.

ПДО МБУДО ЦРТДиЮ "Крылатый" А. Ю. Логвиненко

Подготовка детей к школе – сложная, многокомпонентная задача, охватывающая все сферы жизни будущего ученика, а потому требует комплекса исследований, так как низкий уровень сформированности одного из компонентов готовности к школе влечет за собой отставание в развитии других, а в будущем – сложную адаптацию к школе и возможные психологические проблемы у ребенка.

Публикация «Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования» размещена в разделах

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы подготовки детей к школе основана на трудах Л. С. Выготского [14], В. С. Мухиной [37], Д. Б. Эльконина [53], Л. И. Божович [7], Л. А. Венгера [9] и др.

Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал тезис о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и умений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школе, связывалась автором, прежде всего, со способностью обобщать, дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы [14].

Важность личностной и интеллектуальной готовности к школе подчеркивала Лидия Ильинична Божович. Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям [7]. Еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал Александр Иванович Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе : «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.». [24].

Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности [53]. В конце дошкольного возраста должна сложиться особая форма общения ребёнка с взрослым, которую Лисина М. И. назвала «внеситуативно-личностное общение». При этом взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. [32].

В исследованиях Леонида Абрамовича Венгера мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи [9].

Психологи Геннадий Григорьевич Кравцов и Елена Евгеньевна Кравцова, говоря о подготовке к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а виды готовности. Данные авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром, а именно: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе [28, 29].

Кроме того, Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова в своем исследовании рассматривают три группы проблем неготовности детей к школе и варианты их возможной коррекции с помощью игры:

• с помощью сюжетно-ролевой игры происходит коррекция произвольности в общении со взрослым;

• с помощью игры по правилам корректируется недостаточно развитое общение и взаимодействия с другими людьми;

• с помощью режиссерской игры возможно скорректировать специфическое отношение к себе (неадекватно завышенную или заниженную самооценку) [28].

Отечественный психолог Нина Гавриловна Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет :

1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

2) уровень сформированности семиотической функции;

3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы и др.

Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка [48].

Исследование Е. О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым [50]

В трудах О. О. Гониной подтверждается связь между содержанием общения ребенка с близкими родственниками и основными компонентами структуры мотивационной готовности к школе. У детей дошкольного возраста с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к обучению в школе [16].

Формирование положительного отношения к школе и мотивов учения – одна из важнейших задач в подготовке детей к школе. При этом, по мнению М. В. Лаврентьевой, усилия должны быть направлены на решение трех основных задач:

• формирование у детей действительных представлений о школе и учебе;

• формирование благоприятного отношения к школе;

• формирование положительного опыта учебной деятельности [30].

Группой исследователей (Н. Н. Подьяков [44], С. Н. Николаева [40], Л. А. Парамонова [43], и др.) была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений в процессе подготовки к школе. Такое обучение осуществлялось путём организации особого вида детской деятельности – экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важным моментом в развитии детского мышления. Ребёнок дошкольник развивается в едином процессе мыслительной и речевой деятельности. К началу школьной деятельности ребёнок должен научиться осознанно владеть средствами родного языка.

Результаты исследований А. Н. Леонтьева, создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития дошкольников Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период. Эти умения значительно облегчают прохождение школьного адаптационного периода первоклассниками [31].

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе предусматривает и полноценное физическое воспитание, которое является один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

С физиологической точки зрения младший школьный возраст – это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психические образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.

Исследования А. В. Запорожец, показали, что у дошкольников, систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Психологическими исследованиями доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения [24]. К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. Поэтому жизненно необходимо правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях, учитывающих положительное влияние повышенных двигательных нагрузок на состояние здоровья и физическое развитие дошкольников. Один из главных моментов при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.

Помимо выше названных авторов, тема подготовки детей к школе широко раскрыта в теоретических и прикладных исследованиях М. М. Безруких [6], Н. Е. Вераксы [11], Н. Ф. Виноградовой [13], В. А. Губина [17], Н. И. Гуткиной [18], О. М. Дьяченко [20], Е. С. Ермаковой [22], Н. В. Нижегородцевой [38], Н. Е. Бочкаревой [8], Р. В. Овчаровой [42], У. В. Ульенковой [51] и др.

Так, в диссертационном исследовании Н. В. Нижегородцевой доказано, что психологическая готовность к школе формируется постепенно и зависит от целого ряда условий, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования. Общий уровень развития ребенка старшего дошкольного возраста определяет степень его готовности к началу систематического обучения (стартовую ГОШ). По своей сути это готовность к элементарной форме учебной деятельности. На основе стартовой готовности к обучению в процессе школьного обучения формируется готовность к усвоению чтения, письма, математики и т. д., как особых видов деятельности (вторичная ГОШ) [38].

В диссертационном исследовании Н. Е. Бочкаревой утверждается, что психологическая готовность старших дошкольников к учению включает в себя важнейшие гностические и личностные компоненты, успешное формирование которых должно происходить в специальных психолого-педагогических условиях, обеспечивающих детям возможность перехода от развитых форм познавательной деятельности дошкольного типа к успешному овладению учебной деятельностью школьного типа [8].

Но все выше названные работы, рассматривают готовность к обучению в школе в условиях системы дошкольного образования. При этом необходимо отметить, что в последние годы дети поступаю в первый класс минуя подготовительную группу детского сада или совсем не посещая его. В связи, с чем Министерством образования и науки РФ обозначена проблема необходимости выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников, что и обусловило спрос на психолого-педагогические программы для подготовки дошкольников к школе в условиях дополнительного образования. Кроме того, потребности родителей в предоставлении спектра образовательных услуг с целью повышения уровня готовности к школе детей, не посещающих детский сад, также обозначили назревшую проблему в системе образования.

Все это поспособствовало новому витку в изучении темы психолого-педагогической подготовки детей к школе. В последние годы в диссертационных исследованиях A.B. Вялых [15], О. В. Евдокишиной [21], представлялись программы для детей, не посещающих детские сады, рассчитанные на развитие отдельных характеристик в рамках психолого-педагогической поготовки к школе : коммуникативных; С. А. Лих [33], Н. Е. Сидячева [49] - эмоционально – волевых; интеллектуальных в работе И. О. Н. Истратовой [25]. Психологическую готовность детей к школе рассматривали с точки зрения развития самосознания, мотивации - Е. Л. Виноградова [12].

Но, несмотря на многочисленные исследования проблемы подготовки и готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогический исследований так как, в отличие от ДОО разработанность целостных программ (т. е. условий формирования психологической, социальной, физической готовности) подготовки детей к школе, которые не посещали детский сад, но занимались в условиях дополнительного образования, рассмотрено недостаточно.

Список используемых источников и литературы.

1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»). Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/

2. План реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р). Режим доступа: https://m.government.ru/all/17883/

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/

4. Ананьев Б. Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению / Б. Г. Ананьев. — Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1955. – 48 с.

5. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский. – Москва: Знание, 1981. – 586 с.

6. Безруких М. М. Портрет будущих первоклассников / М. Безруких // Дошкольное образование. - 2003. - №6. - С. 94-99.

7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. /Л. И. Божович [под ред. Д. И. Фельдштейна]; Рос. акад. образования, Моск. психол. -соц. ин-т. - 3-е изд. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.

8. Бочкарева Н. Е. Формирование психологической готовности к учению у детей старшего дошкольного возраста в традиционных и инновационных психолого-педагогических условиях / Н. Е. Бочкарева. – Нижний Новгород: Прогресс, 2004. – 195 с.

9. Венгер А. Л. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет /А. Л. Венгер // Вопросы психологии : науч. жур. — 2003. — №4. — С. 46-48.

10. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва: Наши книги, 2008. — 112 с.

11. Веракса Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте / Н. Е. Веракса, А. И. Булычева // Вопросы психологии. - 2003, - № 6 С. 17-31.

12. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников : дис.. канд. псих. наук: 19.00.13 / Виноградова Елена Леонидовна. - Москва, 2004.- 154 с. :

13. Виноградова Н. Ф. Современные походы к реализации приемственности между дошкольными и начальными звеньями системы образования / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2000. -№1. - С. 7-12.

14. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1956. —364 с.

15. Вялых А. В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе : Дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 / Вялых Анастасия Викторовна. Саратов, 2005. – 216 c.

16. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Москва: Флинта-Наука, 2014. - 271 с.

17. Губин В. А. Психология развития (рекомендован УМО ВУС ВМФ) / В. А. Губин. – Санкт Петербург: ВМИРЭ, 2004. - 320 с.

18. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Санкт Петербург: Питер, 2004. — 208 с.

19. Дронова Т. О концепции организации, содержания и методического обеспечения, подготовки детей к школе / Т. О. Дронова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 18-22.

20. Дьяченко О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование : науч. жур. — 1998. — №2. — С. 18—20.

21. Евдокишина О. В. Педагогическое проектирование формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Евдокишина Ольга Валерьевна. – Шадринск, 2008. – 177 с.

22. Ермакова Е. С. Психолого-педагогическая технология формирования гибкости мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е. С. Ермакова. — Санкт Петербург: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007. — 84 с.

23. Жилина А. И. Тенденции инновационного развития образования в Ленинградской области / А. И. Жилина // Вестник ЛОИРО: науч. жур. — 2008. — №3. С. 5—15.

24. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2 т. / А. В. Запорожец. - Москва: Просвещение, 1986 – 437 с.

25. Истратова О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста : дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 / Истратова Оксана Николаевна. – Таганрог, 1998. – 182 c.

26. Казанская В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения : учебное пособие / В. Г. Казанская. — Санкт Петербург, 1996. — 100 с.

27. Колунтаева Л. И. Проектирование и реализация интегративной развивающей образовательной программы дошкольного учреждения : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Колунтаева Людмила Ивановна. – Санкт-Петербург, 2008.- 258 с.

28. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — Москва: Знание, 1987. — 80 с.

29. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — Москва: Просвещение, 1983. — 254 с.

30. Лаврентьева М. В. Современные аспекты полготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М. В. Лавреньева // Дошкольное образование. - 2015. - № 7. - С. 24-32.

31. Леонтьев А. Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — Москва: Междунар. пед. акад., 1995. — С. 5-23.

32. Лисина Н. И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н. И. Лисина, Г. И. Капчеля. – Кишинев: Штиица, 1987. –165 с.

33. Лих С. А. Формирование эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе средствами физического воспитания: дис.. канд. пед. наук : 13.00.04 / Лих Светлана Александровна. – Краснодар, 2000. – 207 c.

34. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — Санкт Петербург: Питер, 2002 г. — 592 с.

35. Маркова А. К. Пути исследование мотивации учебной деятельности школьников / А. К Маркова // Вопросы психологии. – 1980. - №5. – С. 41-44.

36. Матасова И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 / Матасова Инна Леонидовна. - Самара, 2003. - 214 c.

37. Мухина B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. 4-е изд., - Москва: Изд-во Академия, 1999. — 456 с.

38. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.

39. Николаева С. Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: На материале жизни животных: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Николаева Светлана Николаевна. - Москва, 1978.- 292 с.

40. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста : дис.. докт. пед. наук : 13.00.01, 13.00.07 / Николаева Светлана Николаевна. - Москва, 2006.- 321 с.

41. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. – Санкт-Петербург: Питер, 2012 – 240 с.

42. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — Москва: Изд-во ТЦ Сфера, 1996. — 240 с.

43. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. – Москва: Академия, 2012. – 192 с.

44. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Подъяков. – Москва, 1977. – 161 с.

45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. – Санкт Петербург: Питер, 2013. – 720 с.

46. Савина Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) / Л. Б. Савина, Р. П. Руднева, С. Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59.

47. Сажина С. Д. Проектирование содержания предшкольного образования на основе интеграции: дис.. канд. пед. наук : 13.00.07 / Сажина Светлана Дмитриевна. - Екатеринбург, 2007.- 213 с.

48. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина – Москва: Издательство МГУ, 1988. – С. 286

49. Сидячева Н. В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Сидячева Наталья Владимировна. — М., 2006. — 25 с.

50. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : Учеб. пособие / Е. О. Смирнова. – Москва: Academia, 2000. 151 с.

51. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У. В. Ульенкова // Вопросы психологии : науч. жур. — 1983, — № 4. — С. 51-54.

52. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Педагогика: науч. жур. — 2010. -№7. — С. 3-11.

53. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин — Москва: Изд-во Просвещение, 1989. —255 с.

54. https://e.lanbook.com/enter.php?su_lm=-

55. https://elibrary.ru/authors.asp

56. https://www.tass.ru

Публикации по теме:

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» Дитя, молодое существо с первого своего появления на свет Божий,.

Консультация «Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования» «Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования». Кемеровская область, город Берёзовский, МБУ ДО «Центр развития.

Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема Проблема психолого-педагогической готовности к школе в последнее время стала очень.

Обучение чтению дошкольников по методикам Н. Зайцева в условиях дополнительного образования в центре раннего развития Сегодня всё чаще и чаще можно услышать такие слова как ранее развитие ребёнка. Обилие книг и информации в Интернете может напугать любых.

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе Из опыта работы воспитателя д\с Киселёвой Н. А. Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к.

Презентация «Подготовка детей к обучению в школе в средней группе посредством ФЭМП» 1 - «Подготовка детей к обучению в школе в средней группе посредством ФЭМП». Учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей.

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула — моя малая Родина» Пояснительная записка В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников плаванию «Дельфинёнок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Планета детства» (МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»).

Становление духовно-нравственных ценностей и патриотизма у учащихся в условиях учреждения дополнительного образования Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания находится сегодня в поле зрения не только общеобразовательных учреждений, но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования
Опубликовано: 12 января 2019 в 21:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД