Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с РАС

Елена Дурыманова
Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с РАС

В настоящее время в России возросла необходимость психолого-педагогической помощи детям с Расстройствами Аутистического спектра и их родителям. Это происходит в связи с увеличением роста рождения детей с Расстройствами Аутистического спектра (РАС).

По статистики 2018 года - на 68 рожденных детей рождается один ребенок с РАС. Конечно, мы наблюдаем увеличения количества таких детей в дошкольных и специальных образовательных учреждениях. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. В свободной энциклопедии (Википедии) раскрывается термин так: Расстройство аутистического спектра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder) — нейроонтогенетическое расстройство, то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями. Основная характеристика расстройства — перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость, однако встречаются и высокоинтеллектуальные индивидуумы с данным расстройством.

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

F84.0 Детский аутизм. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70.

F84.1 Атипичный аутизм

F84.2 Синдром Ретта

F84.5 Синдром Аспергера

В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02).

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования

В Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые было закреплено на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 % (Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.)

Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области № 1916 от 17.10.17 был создан региональный ресурсный центр. Проведена работа по заключению соглашения ДО и НКО с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС для осуществления консультативно-методического сопровождения по вопросам развития системы помощи детям с РАС. Подготовлен перечень организаций, осуществляющий помощь и обучение детей с РАС в Кемеровской области (который будет размещен на сайте ФРЦ). В городе Кемерово, за 2017-2019 год - более 100 семей получили психолого-педагогическую помощь с детьми РАС в «Региональном ресурсном центре комплексной помощи детям с РАС» (Научно-практическая конференция «Здоровье и развитие личности. Ранняя помощь» 28.11.2019г.)

Наш МАДОУ №228 «комбинированного вида» посещают как обычно развивающиеся дошкольники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.

Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с РАС. В кабинете психолога находится сенсорная комната. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода сенсорными стимуляторами. А также в комнате используется песок (песочная терапия). Сенсорные стимуляторы воздействует на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Занятия в комнате способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Они построены так, чтобы повышать уровень мотивации и успешности ребенка используя поощрения, короткие четкие инструкции, подсказки, дробление сложных действий на простые, постепенное формирование требуемых реакций посредством незамедлительных поощрений. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию, а использование «подкреплений» - усиливает вероятность возникновения поведения социально приемлемого в обществе, дает возможность закрепить социальные, академические и игровые навыки.

В своей работе с детьми РАС я руководствуюсь принципами прикладного анализа поведения (АВА, который сейчас активно стал применятся во многих странах мира. Кроме того, на сегодняшний момент, это единственный подход, эффективность которого доказана в ходе научных исследований. Прикладной анализ поведения (АВА) — это дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлемую сторону. Для изменения поведения используется комплекс стратегий и приемов. Таких как: обучение без ошибок, подсказки, правила в визуальной форме, графики, расписание заданий, поведенческий момент, усиление поведения, ослабление поведения и гашение поведения. (Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). - Самара: Издательство Дом «Бахрах-М», 2020.- 208 с.)

Хочу напомнить, что работа с родителями, с семьей, является важной составляющей успешности ребенка. Ведь семья — это микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. Рождение особенного ребенка, часто приводит семью к стрессу, который имеет пролонгированный характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Нужно помочь семье восстановиться после перенесенного стресса. Способность семьи восстанавливаться после стресса называется устойчивостью. Выделяют два типа семей. Уязвимые семьи: при столкновении с трудностями члены такой семьи не поддерживают друг друга, не желают идти на компромиссы. Они не умеют распределять ответственность и обязанности в семье, никогда не вовлекают всех членов семьи в процесс принятия важных решений.

Регенеративные семьи: при столкновении с трудностями члены таких семей поддерживают, мотивируют друг друга на решение проблем, открыто проявляют любовь и заботу друг о друге, имеют семейные правила и ценности. Эти семьи обладает способностью контролировать трудные ситуации, пробовать новые способы их разрешения.

Работа с родителями: установление доверительных отношений, повышение родительской компетенции, обучение навыкам взаимодействия, мотивация родителей, психологическое и социальное сопровождение – от момента выявления РАС у ребенка и столько, сколько потребуется. Нужно помочь создать условия для адаптации не только ребенку, но и родителям. Научить сотрудничать родителей ради достижения приемлемых (выполнимых) целей.

Публикации по теме:

Консультация «Агрессивность, как психолого-педагогическая проблема» В современном мире наблюдается опасная тенденция к росту агрессивности. Особое внимание ученых всего мира привлекает то, что агрессивными.

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста в ДОО к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема «От того, как будет чувствовать себя ребнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит.

Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна.

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
  • Учимся считать
Автор публикации:
Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с РАС
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 11:12
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День мезенской росписи на МААМ

Стиль мезенской росписи сильно отличается от остальных популярных традиций народных промыслов.Она похожа на наскальную живопись первобытных людей. Основной особенностью этой росписи родом с Русского...

29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

Дидактическая игра по экологии «Среда обитания»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вам дидактическую игру по экологии «Среда обитания» Игра поможет детям развивать свои...
Иллюстрация для родителей «Я в образе цветка»
Данная иллюстрация нацелена на знакомство родителей с внутренним миром ребенка и позволяет мамам и папам лучше узнать его эмоциональное состояние. У...
Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда»
Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда» 27 января 2020 года вся наша страна отмечала 76-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Уже стало традицией...