Папки-передвижки

Психолого-педагогические и лингвистические аспекты формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста

Царукян Эллина
Психолого-педагогические и лингвистические аспекты формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические и лингвистические аспекты формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста

Оганян Карина Михайловна

кандидат психологических наук, доцент

Царукян Эллина Гагиковна

студент

Ставропольский госудапрственный медицинский университет

г. Ставрополь, Россия

Публикация «Психолого-педагогические и лингвистические аспекты формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Аннотация. Формирование лексического запаса у детей дошкольного возраста – важнейшая задача современной педагогики и психологии. Лексическое развитие является фундаментом для успешного освоения языка, развития мышления, коммуникативных навыков и социальной адаптации ребенка. Данная статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических и лингвистических аспектов, влияющих на этот процесс, с опорой на современные научные исследования.

Ключевые слова: лексический запас, развитие речи, речевая среда, формирование словарного запаса.

Психологическое развитие тесно связано с языковым. Рубинштейн С. Л. рассматривал психологическое и языковое развитие как взаимосвязанные процессы, при этом акцент делался на роли речи и языка в формировании мышления и сознания. [6]. Развитие речи стимулирует развитие мышления, памяти, внимания и других познавательных функций.

Корниенко Н. П. выделяет психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование лексического запаса у дошкольников :

во-первых, возрастные особенности : в каждом возрастном периоде дошкольного детства существуют свои закономерности и особенности развития речи, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

во-вторых, индивидуальные особенности: темп и характер развития речи у каждого ребенка индивидуальны и зависят от его темперамента, способностей, интересов и опыта.

в-третьих, эмоциональная сфера: положительный эмоциональный фон, интерес и мотивация способствуют более эффективному усвоению новых слов [3].

Ведущая роль в развитии лексического запаса отводится педагогическим методам и приемам. Исследования в данной области, проведенные Алексеевой М. М. и Яшиной В. И., подчеркивают важность применения разнообразных стратегий развития речи и обучения родному языку в дошкольных учреждениях [1]. Особое внимание, согласно Егоровой М. В., следует уделять игровым методам обучения [2]. Игры, в частности дидактические и сюжетно-ролевые, выступают мощным стимулом для повышения интереса к языку и активного усвоения новой лексики, создавая благоприятную среду для расширения словарного запаса. Маслова Е. Г. акцентирует внимание на необходимости целенаправленной организации процесса развития речи и лексического обогащения в дошкольных образовательных учреждениях [4]. Это предполагает формирование развивающей языковой среды и использование различных видов деятельности, ориентированных на расширение словарного запаса. Юрьева М. В. и Гончарова Г. А. рассматривают формирование словарного запаса как систематическую педагогическую деятельность, включающую различные методы и приемы, направленные на расширение активного и пассивного словаря [10].

Лингвистический аспект формирования лексического запаса подразумевает понимание структуры языка и закономерностей словообразования. Ключевыми моментами здесь являются:

семантика слова: Недостаточно просто запомнить слово, необходимо глубокое понимание его значения и умение корректно использовать его в различных контекстах.

грамматический строй речи: Правильное использование слов в соответствующей грамматической форме является важным условием для формирования связной и грамматически верной речи.

звуковая культура речи: Четкая артикуляция и правильное произношение звуков и слов способствуют более эффективному усвоению лексического материала и пониманию речи окружающими.

В формировании лексического запаса значительную роль играет также социокультурная среда, в частности семья. Соловьева А. Ю. подчеркивает существенное влияние речевой среды в семье, общения с родителями, совместного чтения и игр на языковое развитие ребенка [7]. Чтение художественной литературы является эффективным способом расширения лексического запаса, о чем свидетельствуют исследования Угловой Т. А. и Кузнецовой И. В. [8]. Художественные произведения не только знакомят детей с новой лексикой и понятиями, но и развивают образное мышление и воображение.

Формирование лексического запаса у детей раннего возраста имеет свои психолого-педагогические особенности, рассматриваемые в работах Шаповаловой Н. Н. [9]. В этот период особенно важен эмоциональный контакт с взрослыми, использование наглядных пособий и сенсорных материалов, что способствует формированию первичного словарного запаса и развитию речи.

Таким образом, формирование лексического запаса у дошкольников представляет собой многогранный процесс, требующий комплексного подхода, учитывающего педагогические, лингвистические и социокультурные факторы. Эффективная реализация данного процесса способствует гармоничному развитию личности ребенка и его успешной адаптации в обществе.

Заключение

Формирование лексического запаса у детей дошкольного возраста – комплексный процесс, требующий учета психолого-педагогических и лингвистических аспектов. Эффективная организация образовательного процесса, использование разнообразных методов и приемов, активное участие семьи и создание благоприятной речевой среды способствуют успешному освоению языка и всестороннему развитию ребенка. Дальнейшие исследования в этой области позволят разработать новые подходы и технологии, направленные на оптимизацию процесса формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Егорова, М. В. Влияние игровых методов на развитие лексического запаса у детей / М. В. Егорова // Психология и образование. – 2017. – Т. 5, № 1. – С. 12-19.

3. Корниенко, Н. П. Психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование лексического запаса у дошкольников / Н. П. Корниенко // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 34-39.

4. Маслова, Е. Г. Развитие речи и лексическое обогащение детей в условиях дошкольного образования / Е. Г. Маслова // Научные исследования в области образования. – 2020. – № 4. – С. 78-83.

5. Мустафаева, З. С. Роль речи в формировании психологических процессов у детей дошкольного возраста / З. С. Мустафаева // Экономика и социум. – 2024. – № 3-1 (118). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rol-rechi-v-formirovanii-psihologicheskih-protsessov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 13.06.2025).

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 720 с.

7. Соловьева, А. Ю. Роль семьи в формировании лексического запаса детей дошкольного возраста / А. Ю. Соловьева // Психология и педагогика : мониторинг, оценка, анализ. – 2021. – № 8. – С. 9-15.

8. Углова, Т. А. Влияние художественной литературы на лексическое развитие детей / Т. А. Углова, И. В. Кузнецова // Дошкольное образование в современном мире. – 2022. – № 2. – С. 56-62.

9. Шаповалова, Н. Н. Психолого-педагогические аспекты формирования лексического запаса у детей раннего возраста / Н. Н. Шаповалова // Теория и практика психолого-педагогических исследований. – 2023. – № 1. – С. 30-37.

10. Юрьева, М. В. Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста / М. В. Юрьева, Г. А. Гончарова // Наука и образование. – 2022. – № 2. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-slovarnogo-zapasa-detey-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 13.06.2025).

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические и лингвистические аспекты формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2025 в 23:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические и лингвистические аспекты формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Царукян Эллина (УИ 3580115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных