Папки-передвижки

Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

ИРИНА БРАТЦЕВА
Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроль)

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Публикация «Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» размещена в разделах

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют огромнейшее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье отображаются в дальнейшем и в обществе, формируют и составляют основу нравственного поведения будущего активного гражданина России», сказано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», под ред. А. Я. Данилюк,А. М. Кондакова,В. А. Тишкова.

В ФГОС в задачах развития детей сказано: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье…»

В связи с этим необходимо у дошкольника формировать уважительное отношение к своей семье, заботу и внимание к членам своей семьи и вместе с тем гордость и чувство принадлежности к своей семье. Ребенку необходимо знать свои «корни», историю своей семьи, чувствовать что его любят, дорожат им, только при этих условиях мы сможем вырастить настоящих патриотов своей родины, чутких и внимательных к своим близким будущих граждан своей страны. Поэтому эта задача является актуальной, так как это запрос и государства и, и общества, и семьи.

Исходя из актуальности задачи выделяем ряд недостатков в результатах, образовательном процессе, профессиональной деятельности педагога по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Недостатки в результатах:

У многих дошкольников недостаточно сформировано представление о уважительном отношении и чувстве принадлежности к своей семье.

В основном процессе:

Нет системности в работе по формированию сплочения семьи, уважения к членам своей семьи

Не достаточно планируются формы самостоятельной деятельности у детей, основанные на развитии сюжетно-ролевых игр

Планирование индивидуальных и групповых форм работы по сплочению и уважению к своей семье не всегда соответствуют запросам родителей.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

Кадровые:

многие педагоги затрудняются в выборе эффективных форм и методов организации деятельности детей вне непосредственно-образовательной деятельности по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;

педагоги уделяют недостаточное внимание работе с родителями по данной проблеме;

информационно-образовательные:

недостаточное количество интерактивных средств, что делает работу по формированию уважения и сплочения со своей семьей затруднительной;

материально-технические:

предметно-пространственная среда не всегда соответствует требованиям ФГОС;

недостаточная материальная база

учебно-методическое и информационные:

недостаточное количество и разнообразия методического пособия по данному вопросу;

обмен опытом с педагогами других ДОУ по вопросу формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Анализ выявленных недостатков позволил выделить противоречия: с одной стороны во ФГОС в образовательной области социально-коммуникативного развития выделены требования к результатам: у ребенка должно быть сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Социальный заказ общества и семьи ориентирует ДОУ на выполнение данной задачи; а с другой стороны, недостаточное использование форм и методов в работе педагога затрудняет осуществить процесс по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье более успешно.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Исходя из противоречий можно сформулировать проблему, а именно необходимость в создании психолого-педагогических условий усовершенствования работы педагога по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроль).

Для решения поставленной задачи и выявленной проблемы предлагается внести следующие дополнения в работу с педагогами, работу с родителями, непосредственно с детьми.

Работа с педагогами:

Семинар «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье»

Педагогам предлагается подготовить и провести проект «Моя семья».

Цель проекта: ознакомление детей с историей своей семьи, с использованием фотоматериалов.

С целью выявления эмоциональных привязанностей в семье педагогам предлагается провести рисуночный тест «Моя семья» с последующей беседой по содержанию рисунка.

Работа с детьми:

Методы и приемы:

Наглядные:наблюдения с целью уважительного отношения в семье ;рассматривание семейных фотоальбомов;

организация выставки рисунков «Моя семья»

Словесные:

Обсуждение с детьми различных жизненных ситуаций «как поступишь ты…»

Игры- драматизации по произведениям,например,Л. Толстого «Косточка»

Игровые:

Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные

Практические:

Художественно-продуктивная деятельность;

Проектная деятельность;

Организация встречи беседы с дедушкой (бабушкой) ребенка с целью приобщения к своей семье и воспитание чувства гордости за свою семью

Работа с родителями:

Включение в годовой план тематических мероприятий по взаимодействию с родителями с целью формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;

Организовать анкетирование «моя семья» с целью выявления эмоционального климата в семье;

Проектная деятельность «Родословная моей семьи»;

Праздник-соревнование «Папа,мама,я – дружная семья»

Взаимодействие с педагогом-психологом:

Организация родительского клуба с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;

Индивидуальные консультации родителей по вопросам на заданную тему;

Тематическая проектная деятельность «Что в имени твоем» с целью ознакомления детей с различными формами имени, воспитания гордости за свое имя.

Для диагностики сформированности у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье проводиться педагогический мониторинг:

Для определения привязанностей в семье, стиля взаимоотношений провести рисуночный тест «Моя семья», с дальнейшей беседой с ребенком по содержанию рисунка;

Анкетирование родителей на тему «ребенок в семье» с целью ознакомления с семейными традициями, взглядами на воспитание;

4. Характеристика изменений условий,обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно – методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Для решения проблемы формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье необходимо создать комфортные условия. Согласно ФГОС к реализации основной Программы, работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

ознакомление педагогов с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;

курсы повышения квалификации;

Научно – методические: приобретение новинок на тему:

«Семья», «Моя родословная»; разработка проектов «Моя семья», «Вместе с мамой, вместе с папой» и др. проведение семинара «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье»;

Материально-технические:

оснащение помещений развивающей предметно-пространственной среды; пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр; приобрести мультимедийное оборудование для показа различных познавательных фильмов;

нормативно-правовые:

Изучить:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт и другие законы и постановления правительства об образовании;

Письменное разрешение родителей для работы с психологом;

Договора с родителями,

Информационные:

Участие в тематических форумах;

Создание сайта ДОУ;

Разработка мультимедийного пособия на тему «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у дошкольников»

Публикации по теме:

Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной деятельности детей раннего возрастаПсихолого-педагогические условия реализации самостоятельной деятельности детей раннего возраста Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной деятельности детей раннего возраста по экспериментированию с материалами и веществами.

«Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности.» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. Перемены, происходящие в условиях современного.

Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Введение ФГОС наметило доминирование.

Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. С первых дней своего существования.

Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности «Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной.

Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников. Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников. Интерес к воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста многие.

Педагогические условия для развития чувства времени у детей Педагог – это мастер, который, подобно профессии врача, не имеет право на ошибку. Именно поэтому, прогнозируя результат, педагог обязан.

Педагогический проект по формированию чувства принадлежности к своей семье и Родине «Что в имени тебе моем?» Введение. Система дошкольного образования переживает творческий период обновления содержания и форм воспитания детей. Актуальность социального.

Психолого–педагогические условия в ДОУ для сохранения и укрепления психологического здоровья и полноценного развития личности .

Статья «Педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста» Путь психического развития ребёнка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью, и зависит от реального места,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Опубликовано: 3 августа 2015 в 16:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД