Лариса Хорошева
Психолого-педагогический проект «Папины университеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект реализуется в структурном подразделении «Детском саду №29 «Кораблик» города Чапаевска Самарской области
Сегодня очевидна некомпетентность большинства отцов в юридических и психолого-педагогических вопросах, касающихся их детей.
Между тем, многие современные женщины все меньше времени уделяют семье и непосредственно воспитанию детей. Они наравне с мужчинами пытаются реализовать себя, делают карьеру. Отцы берут при этом часть домашних обязанностей на себя, занимаются воспитанием детей.
Публикация «Психолого-педагогический проект „Папины университеты“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Залогом успеха мужчины как отца, по мнению Марковой Т. А., является его причастность к жизни малыша. Отец для своего ребенка — источник информации о мире, технике, труде людей. Тесное общение с папой положительно влияет на общее развитие малыша. Так, у сына благодаря контактам с отцом формируются истинно мужские черты — способность принимать ответственные решения, проявлять силу, выдержку и волю, защищать и помогать слабым, крепнет внутренняя уверенность и сила [14].
Также роль отца важна для половой самоидентификации мальчика и ранней профориентации, считает Гурова В. Н. Родитель является для него своеобразной моделью-примером для подражания. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям. Поэтому так важно, чтобы между папой и ребенком как можно раньше установились доверительные, партнерские отношения [5].
Однако для того чтобы выполнять все эти функции, родителю необходимо заниматься самовоспитанием, пересматривать свои взгляды на успешное отцовство.
Актуальность проекта в том, что папы не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, а для детей дошкольного возраста естественен интерес к окружающему миру, к работе родителей, желание стать такими, как папы. В результате, ребенок получает информацию о мире, технике и труде людей с женской точки зрения. У мальчиков не формируются истинно мужские черты: способность принимать ответственные решения, проявлять силу, выдержку и волю, защищать и помогать слабым. Угасает интерес к истинно мужским профессиям.
Залогом успеха мужчины как отца является его причастность к жизни малыша. Именно поэтому мы построили свою работу на партнерстве и сотрудничестве с папами воспитанников.
Это определяет тему нашего проекта : «Папины университеты»
Гипотеза исследования: если в работе с родителями систематически использовать разнообразные формы работы, уделяя особое внимание совместной деятельности, то у пап произойдет осознание своей роли в воспитании здорового успешного гражданина, появятся партнерские отношения между отцом и ребенком.
Цель проекта :
психолого-педагогическая помощь отцам воспитанников ДОУ в осознании своей роли, значения и возможности в воспитании здорового успешного ребенка, его ранней профориентации, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистичного сотрудничества с матерями и детьми в семье.
Задачи проекта :
интерпретация и доведение до отцов воспитанников ДОУ психолого-педагогической и юридической информации о воспитании, обучении и развитии детей старшего возраста;
информирование отцов об их правах и обязанностях в воспитании детей, правах ребенка и его матери;
ознакомление и упражнение в организации игр и общения с детьми разного возраста и пола — мальчиками и девочками;
обмен опытом по укреплению организма и физическому воспитанию сына или дочери, воспитанию воли и дисциплинированности;
совместная деятельность родителей и детей по ранней профориентации;
сотрудничество детского сада с отцами воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации разнообразных видов деятельности детей в детском саду.
Предмет: система работы с родителями.
Объект исследования: дети и родители.
База исследования: ГБОУ СОШ № 13 «Детский сад №29 «Кораблик» г. о. Чапаевск Самарской области, старшая и подготовительная группа.
Чтобы помочь папам быть не просто кормильцами семьи, но и активными участниками воспитания собственного ребенка, мы разработали специальный проект.
На базе нашего СП было проведено исследование. Мы использовали диагностическую методику для воспитывающих взрослых и других членов семьи «Я и мой ребенок».
В начале исследования, был разработан алгоритм, состоящий из нескольких этапов.
Этапы реализации проекта :
1. Нормативно-установочный. На данном этапе мы определи цели и задачи проекта, выбран инструментарий для мониторинга.
2. Аналитико-диагностический. На данном этапе, мы обработали диагностический материал. Результаты исследования огласили на родительском собрании.
3. Прогностический. Разработан проект психолого-педагогической помощи папам. Составлен план работы клуба «Супер-папа».
4. Деятельно-технологический. Реализация проекта.
Участники проекта :
1. Папы, дедушки, братья.
2. Педагоги
3. Дети
4. Руководитель СП
5. Заместитель заведующего
6. Медицинская сестра
7. Детская спортивная школа
8. Комитет материнства и детства
Срок реализации проекта – 1 год.
В рамках реализации психолого-педагогического проекта предполагаются разнообразные формы взаимодействия с папами воспитанников в целях оказания им информационной и практической поддержки в решении проблемы оптимизации отношений партнерства и сотрудничества с ребенком.
В частности, предлагаются эффективные формы доведения до пап психолого-педагогической информации о значении и характере общения с ребенком.
Важное место в проекте отводится активному участию отцов в деятельности ребенка в дошкольном учреждении, организации различных акций, конкурсов открывающих детям любящих, творческих, добрых пап.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер и ее невозможно решить только на уровне детского сада. Поэтому в нашем проекте, мы наладили общую систему работы, вовлекая в нее детей и родителей.
В данном проекте мы попытались найти пути и формы приближения к детям труда взрослых, активизировать его влияние на формирование у ребят интереса к мужским профессиям. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с профессиями.
Одной из самых действенных форм взаимодействия с папами стала работа в клубе «Супер-папа». Занятия в клубе проводятся несколько раз в год, программа рассчитана на один год (приложение 5).
Необходимость появления такой формы вызвана очевидной некомпетентностью большинства пап в юридических и психолого-педагогических вопросах, касающихся их детей. Кроме того, у многих пап попросту нет практического опыта в воспитании, что является причиной некоторых проблем в общении с ребенком.
Наблюдения показывают, что устранение отцов от участия в играх и занятиях с ребенком напрямую связано с отсутствием собственных представлений и образов "играющего, читающего, беседующего" отца, знаний о роли тесного общения папы и малыша для развития последнего. Можно отметить наличие у мужчин подсознательного страха нанести маленькому ребенку вред, травмировать его во время игр.
Еще одной весьма эффективной формой общения с папами являются доверительные коллоквиумы, которые проводятся на приемах у заведующего, педагога-психолога или медицинской сестры.
Несмотря на достаточно сложную ситуацию в современном обществе, данный проект успешно реализован и достиг намеченных целей.
Вывод
Сотрудничество с семьями воспитанников дает дошкольному образовательному учреждению возможность дополнять и оптимизировать усилия родителей по воспитанию и развитию детей. Благодаря использованию разнообразных форм работы с родителями, делая упор на совместную деятельность, папы стали принимать активное участие в жизни детского сада, появились партнерские отношения между отцом и ребенком. У детей вырос интерес к окружающему миру, к профессиям родителей.