Получи документы

Психолого-педагогический тренинг как эффективный метод развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Надежда Ладных
Психолого-педагогический тренинг как эффективный метод развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативный тренинг

Цель: формирование навыков коммуникации и умения действовать сообща (согласованность в действиях); создание доброжелательной атмосферы.

Задачи: Повышение самооценки, приобретение чувства уверенности в себе. Развитие устойчивости внимания, укрепление памяти, развитие речи. Развитие фантазии, креативности, актерских способностей.

Публикация «Психолого-педагогический тренинг как эффективный метод развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Занятия проводиться на полу, поэтому необходим ковер или палас — это сократит дистанцию между взрослым ведущим и маленькими участниками, расположит детей к доверительной беседе.

Продолжительность занятия 30 мин Возраст детей : 5-6лет

(Дети и педагог сидят на полу в кругу)

1. Вводная часть

Упражнения «Давайте поздороваемся» Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

1.1. «Мой друг»

Доброе утро! Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

1.2. «Букет»

Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.

Собираемся в букеты: по два, по четыре, все вместе.

Какой красивый, большой букет у нас получился.

Кому бы вы хотели его подарить?

1.3. «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

1.4. «Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

1.5. «Волшебный клубочек»

Дети сидят по кругу. Психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

2. Основная часть

2.1. Игра «Клубочек»

Цель: познакомить детей друг с другом, помочь почувствовать, что он особенный неповторимый, создать атмосферу доброжелательности.

Для проведения игры нужен небольшой клубочек цветных ниток. Педагог-психолог говорит детям, что это не простой клубочек, а волшебный: он может подружить всех на свете детей и людей : «Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, подружиться помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! (нить обматывается вокруг пальца всех сидящих в кругу, воспитатель ведё т диалог: Меня зовут…

- Как тебя зовут?

- Ты хочешь дружить … .?

- Ты любишь играть? Во что больше любишь играть)

Игра «Зеркало».

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.

Ход игры:

1 вариант: воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2 вариант «Кривые зеркала»

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети любое другое.

3 вариант: дети показывают, отражают эмоциональное состояние, предварительно разбившись на пары.

Игра «Найди мяч».

Цель: тренировать внимание и умение отследить состояние человека по мимике и пантомиме. Для игры мячик (или другой предмет, колокольчик. Выбирается ведущий. Дети садятся в ярд лицом к нему. За спинами передаётся мяч или другой предмет. По выражению лица и позе, ведущий дожжен угадать у кого мяч. Передача мяча прекращается после звонка колокольчика.

2.2. Игра «Поварята»

Цель: Формировать чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать.

Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч.

Педагог-психолог обращается к детям : Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! (на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая кастрюля. Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.) . А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается пока все компоненты не окажутся в «кастрюле») Вот какой получился компот!

Игра «Пошли письмо».

Цель: развитие внимательности, наблюдательности, групповой сплоченности.

Во время игры дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга, он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

Игра «Управляем роботом»

Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности.

Вызывается ребёнок – «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Например: «Робот, попроси разрешения поиграть», «Робот, извинись перед другом», «Робот, узнай, как найти дорогу». Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинения, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступка.

2.3. Игра «Радио»

Цель: познакомить детей друг с другом, помочь почувствовать, что он особенный неповторимый, создать атмосферу доброжелательности

Педагог-психолог : А сейчас ребята к нам в гости приехал корреспондент с радио. Он у нас у всех будет брать интервью, задавать вопросы, а мы с вами будем отвечать. Корреспондент подходит к каждому ребенку и задает вопросы. (Упражнение может быть построено по другой схеме. Ребенок корреспондент вызывает кого-то из детей в круг и задает вопросы, касающиеся личности ребенка.) — Сколько вам лет? — Чем любите заниматься в свободное время? — Кем хотите стать, когда вырастите? И т. д. Потом дети меняются местами. Педагог следит, чтобы все дети побывали в роли корреспондента и в роли человека, у которого берут интервью. После того как все дети побывают в той и в другой роли проводится обсуждение упражнения. Можно спросить в какой роли ребенок чувствовал себя комфортнее. Что было легче задавать вопросы или отвечать на них? На какие вопросы было отвечать труднее, на какие легче. Педагог подводит итог, отмечает, что все люди разные, у каждого свои интересы, свои увлечения, свои мысли. Но так как, мы живем в обществе, ходим в детский сад, школу, посещаем культурные мероприятия, мы общаемся между собой. Поэтому необходимо научиться эффективно общаться.

Игра «На балу у короля»

Цель: развивать умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.

Игра «Ищем клад»

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей.

Педагог-психолог просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом. Им предлагается заглянуть друг другу в глаза и выстроиться в ряд по цвету глаз, начиная с ребят с самыми темными глазами и кончая детьми с самыми светлыми глазами. Затем образовавшийся ряд разбивается на две части, образуя тем самым команды «светлоглазых» и «темноглазых». Дальше детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнет искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается рисунок- план комнаты.

2.4. Игра «Клеевой дождик».

Цель: Развитие чувство коллектива, снятие эмоционального и физического напряжение, обучение согласованности своих движений с окружающими. Звучит фонограмма звуков живой природы.

Педагог-психолог : Ребята мы сейчас перенесемся на волшебную полянку, и на нас капает волшебный дождик. Он склеивает нас между собой. Давайте встанем в одну линию, положим руки друг другу на пояс и таким вот «паровозиком» пойдем вперед. Но впереди нас ждут высокие горы (перешагивание через препятствия, глубокие реки (пройти по мосту из скамейки, огромные камни (стульчики, расставленные в разных местах комнаты). После проведения упражнения провести небольшую обратную связь. Что было трудно в этом упражнении, что понравилось, какие чувства испытывают дети сейчас.

Игра «Школа доверия»

Цель: развивать умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижения и т. д. Затем дети меняются ролями. Каждый из детей таким образом проходит своеобразную школу доверия к своему товарищу. По окончании игры педагог-психолог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру. Почему?

Игра: «Моё настроение»

Цель: развивать умение описывать своё настроение, распознавать настроение других

Детям предлагается поведать остальным о своё м настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

2.5. Игра «Настроение».

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Педагог-психолог : Ребята, а сейчас мы с вами покажем наше настроение. Вот перед нами лист бумаги, рядом стоит корзинка с разноцветными лепестками. Давайте из этих лепестков создадим волшебный цветок. Я вам предлагаю взять лепестки того цвета, который соответствует вашему настроению. В серединку я приклею желтый кружочек, а вокруг мы наклеим лепестки. Дети выполняют задание, потом вместе с педагогом придумывают название цветка и решают, где в группе повесить эту работу.

Игра «Колдун»

Цель: развивать умения использовать невербальные средства общения.

Колдун заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

Игра «Сочиняем сказку».

Цель: формирование умения получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками

Дети сидят в кругу. Педагог-психолог начинает рассказывать: «Жили-были Хороший Ян и Худой Яр». Дальше по кругу дети сочиняют сказку, причём каждый ребёнок дополняет мысль предыдущего. В конце игры участники обсуждают, как у них получилась сказка, как ещё её можно переделать. Так можно сочинять свою версию по любой народной сказке, например «Как собака подружилась с человеком».

3. Заключительная часть

Заключительный шеринг (звучит спокойная музыка).

Педагог: Ребятки наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, какие упражнения вам понравились, какие нет. А вы хотели бы встретится еще? А продолжить наше занятие?

Я благодарю вас за вашу работу.

3.1. Давайте попрощаемся. Я предлагаю похлопать друг друга по плечу и сказать «Пока, до новых встреч».

3.2. «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

3.3. «Прощанье»

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

3.4. «Спасибо скажем»

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

3.5. «Очень жаль нам расставаться»

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять (дети обнимают друг друга по кругу)

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический тренинг как эффективный метод развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 09:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД