Уварова
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников с РАС к образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы определяется проблемой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в частности с расстройством аутистического спектра (РАС) к образовательной среде, которая появилась с появлением в нашей стране инклюзии, которая одной из главных задач ставит получение детьми с ОВЗ доступного и качественного образования и является одним из основных условий их успешной социализации [4, с 56].
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников с РАС к образовательной среде» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Особое значение имеет дошкольный период, так как именно этот период важен для развития и формирования базовых навыков. От того, какой опыт получит ребенок, будет зависеть, как сформируется архитектура нейронных связей, определяющая в последующем многие особенности конкретного ребенка, умение различать звуки родного языка, умение распознавать и выражать эмоции.
В настоящее время проблемы детей с расстройствами аутистического спектра и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами в следующих направлениях: психологическом (Е. Р. Баенская, К. С. Лебединская, И. И. Мамайчук, С. А. Морозов, О. С. Никольская, Н. Б. Шабалина и др.); педагогическом (С. В. Алехина, М. В. Коробов, и др.); медицинском (К. Гилберт, Л. Т. Питерс и др.); правовом (О. В. Максимов; О. В. Михайлов, С. А. Морозов, В. П. Лукин и др.) [1, с 32]. В данных исследованиях выделены следующие трудности, препятствующие успешной адаптации к образовательной среде детей дошкольного возраста с РАС, а именно нарушения дисциплины, игровой и учебной деятельности, проблемы во взаимодействии со сверстниками и воспитателями, что в свою очередь пагубно влияет не только на учебный, воспитательный процесс, но и на психологическое, а в дальнейшем и на ухудшения физического, состояния дошкольника.
В педагогике под «адаптацией» понимается «взаимодействие личностей в процессе обучения и воспитания с оказанием квалифицированной педагогической помощи ребенку на основе углубленного изучения его личностных особенностей и возможностей, обучение нормам социального поведения и формирование у него готовности к самосовершенствованию» [4, с. 24 - 25].
О. О. Одоевцева дает следующее понятие адаптации. «Адаптация, - пишет она, — это процесс, который представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию»[7, с. 231], иными словами для успешной, положительной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к образовательной среде необходимо создать специальные условия, организовать совместную работу специалистов дошкольного образовательного учреждения, а также скоординировать их деятельность с родителями или с законными представителями детей.
Анализ исследований Е. Р. Баенской, О. С. Никольской, В. Е. Кагана и др. позволил выделить психолого-педагогические особенности развития дошкольников с расстройством аутистического спектра, которые препятствуют их к образовательной среде [6].
Под психолого-педагогическим сопровождением детей понимаетсяцелостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребёнка.
При организации обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей с расстройством аутистического спектра применяются принципы, разработанные К. С. Лебединской, С. А. Морозовой, О. С. Никольской [2] :
необходим комплексный психолого-медико-педагогический подход к коррекции;
интерактивность направленности и преемственности коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи детям с РАС;
индивидуальный характер коррекции на начальных её этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
систематическая активная работа с семьей дошкольника с РАС для выработки общей стратегии оказания помощи, постановки и реализации задач.
Существуют различные модели организации образования детей с РАС. В России их насчитывается пять [3] :
1. Дошкольника с РАС включают в группу общеобразовательной направленности к норматипичным сверстникам (инклюзивная группа);
2. Дошкольника с РАС включают в группу общеобразовательной направленности к норматипичным сверстникам, но с ним ведется индивидуальня работа в специальной, ресурсной зоне (инклюзивная группа с использованием технологии ресурсной зоны);
3. Дошкольника с РАС включают в группу компенсирующей направленности к детям имеющие свои особенности развития (интегрированная группа);
4. Специализированная группа для детей с РАС;
5. Надомное обучение.
Непосредственная организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает обеспечение множества условий и факторов. Так, адаптация среды – пространство, которое характеризуется упорядоченностью, функциональностью, включает:
-организацию особого освещения для детей с сенсорной гиперчувствительностью, использование специальных материалов и оборудования (утяжеляющего жилета, утяжелителя на руку, наушников и т. д.);
- особый режим пребывания в группе кратковременного пребывания, препятствующий переутомлению дошкольника. Данный режим включает постепенное увеличение времени пребывания ребенка в период адаптации и, при необходимости, сокращение времени занятия, организацию дополнительных перерывов в ходе занятия;
- удаление из зоны видимости предметов, вызывающих у детей полевое или нежелательное поведение;
- создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки ребенком информации и предотвращения у него сенсорной перегрузки;
- выбор и организацию особого рабочего места для дошкольника с РАС в группе и использование визуализации среды.
Визуализация среды — это использование визуальных подсказок и расписаний, которые делают для ребенка предстоящие события понятными и предсказуемыми.
Визуальные подсказки бывают трех видов:
- ориентировочные подсказки, которые представляют собой изображения тех вещей, которыми он часто пользуется (стула, стола, шкафчика и т. д., фотографии помещений ДОУ, специалистов, а также игровой площадки;
- коммуникативные подсказки (коммуникативные карты, коммуникативные доски, карточки РЕСS);
- социально-поведенческие подсказки. Как правило, это иллюстрированные правила поведения - наглядные изображения тех действий, которые можно и которые нельзя делать, а также социальные действия (алгоритм самообслуживания и т. д.).
Также при создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать интересы и потребности детей с РАС. Например, при организации игрового пространства (среди оборудования и материалов должны быть любимые игрушки, игры и предметы ребенка; в игровом шкафу размещаются только игровые предметы и игрушки; для каждого вида игрушек выделяется отдельная полка).
Организация учебной зоны с учетом формы работы с детьми:
- при индивидуальной работе основной принцип организации учебной зоны – ограничение пространства (закрытая кабинка); стол находится непосредственно у стены, ребенок сидит за столом, взрослый находится напротив ребенка;
- при подгрупповой форме работы столы детей располагаются рядом, педагог напротив; дети выполняют одинаковые задания;
- при групповой работе, в соответствии с требованиями СанПиН; для детей с РАС составляются визуальные расписания, иллюстрирующие последовательность выполнения заданий, и используются наглядные дидактические материалы [5].
Таким образом, создание психолого-педагогической среды в ДОУ для детей с РАС должно осуществляться с учетом дидактических принципов, требований ФГОС ДО, а также соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям каждого ребенка, и способствовать его всестороннему развитию.
Можно сделать выводы о том, что адаптация - это сложный процесс приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии, поэтому основными трудностями для детей в этот период являются: непривычный режим дня; требования к поведению; постоянный контакт со сверстниками; новое помещение и др. Но грамотная выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном образовательном учреждении – важнейшее условие для его успешной адаптации.