Получи документы

Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

татьяна семенова
Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Общеизвестно, что развитие аномального ребёнка, коррекция и компенсация нарушенных у него функций в значительной степени зависят от условий его обучения и воспитания.

Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико – психолого – педагогическая диагностика ребёнка и изучение социальной ситуации его развития. Тенденции развития коррекционной педагогики, проявляющиеся в последние годы, направляют усилия педагогов на разработку индивидуальных программ коорекционно – развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстаёт в виде образовательного маршрута, в который включены воспитатели, специалисты и родители. Основной задачей сопровождения является создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и становления личности ребёнка, его развития в соответствии со своими потенциальными возможностями. При поступлении детей в дошкольное учреждение компенсирующего вида учитель – дефектолог, проводит обследование по диагностике А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой для младшего и старшего возраста, чтобы выявить уровень развития вновь поступивших детей, определить возрастную группу и план работы.

Публикация «Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Служба сопровождения в нашем ДОУ – это объединение специалистов (учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог- психолог, учитель – логопед, воспитателей, осуществляющих процесс сопровождения.

Первый этап деятельности по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о ребёнке. Это первичная диагностика, при проведении которой используются методы: анкетирование родителей, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, изучение документации. Второй этап: анализ полученной информации. Третий этап: совместное определение и разработка индивидуального образовательного маршрута. Четвё ртый этап: консультирование родителей, обмен информацией специалистов и воспитателей. Пятый этап : реализация данного маршрута.

Основная деятельность педагогов психолого – педагогического сопровождения :

Учитель – дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий в соответствии с программой, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по организации работы с ребёнком с учётом данных диагностики.

Педагог – психолог : психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.

Учитель – логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

Воспитатель: определяет уровни развития разных видов деятельности ребёнка, особенности коммуникативной культуры и активности, навыков самообслуживания согласно возрасту, реализует рекомендации специалистов.

Инструктор по ФИЗО: определяет уровень развития двигательных навыков, осуществляет систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленную на совершенствование функций формирующегося организма ребёнка.

Музыкальный руководитель: реализует программу музыкального воспитания, активизируя и обогащая чувственные переживания детей, коррегируя слуховое восприятие детей.

Оценка деятельности обучаемых детей в нашем ДОУ компенсирующего вида проводится три раза в год (начало, середина и конец года) с помощью мониторинга по критериям программы Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, воспитателямии специалистами. Проведя диагностику с ребёнком, педагоги определяют образовательно – воспитательный маршрут ребёнка и осуществляют его сопровождение в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении. Для этого необходимо знать актуальные и потенциальные возможности ребёнка. Определение «стартового» уровня развития позволит его регулировать и воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Исходя из уровня актуального развития (самостоятельное выполнение заданий) намечается зона ближайшего развития (возможности ребёнка при выполнении заданий с помощью взрослого). Далее происходит отслеживание динамики развития каждого ребёнка. Показатели индивидуального развития наблюдаются в динамике и оцениваются у одного ребёнка на разных возрастных этапах и на разных этапах обучения.

Учитель – дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями группы. Педагоги стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и обучению каждого ребёнка и единый стиль работы в целом. Для этого на каждой группе имеется тетрадь совместной работы воспитателей и специалистов, карта индивидуального развития каждого ребёнка для работы воспитателей в группе, проводится совместное перспективное планирование. По результатам мониторинга, а также по мере необходимости я провожу консилиумы с участием воспитателей группы, специалистов дошкольного учреждения, где обсуждается динамика успеваемости детей, намечается индивидуальный маршрут развития, проводится корректировка данного маршрута, определяются наиболее эффективные методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Задачи консилиума ДОУ:

- всестороннее обсуждение проблем ребёнка, с использованием информации всех педагогов ДОУ;

- утверждение индивидуального образовательного маршрута с учётом рекомендаций всех специалистов;

- утверждение программ сопровождения и коррекции;

- включение родителей в деятельность службы сопровождения.

Хочется отметить, что наиболее эффективно задачу сопровождения может решить педагогический коллектив образовательного учреждения при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка.

Литература:

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта : методические рекомендации. – М. : Просвещение. 2009. – 175 с.

2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение. 2003. – 272 с.

3. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая: методические рекомендации. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 112 с.

4. Иванова А. Е., Кравец О. Ю. Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под редакцией Н. В. Серебряковой. СПб. : КАРО, 2005. – 112 с.

5. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. : «Речь», 2003. – 240 с.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью «Путешествие по осеннему лесу» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Цель: Развивать умственные и практические действия детей через ручной труд. (Развивать.

Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей мл. школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» Автор:.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Районное методическое объединение. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей младшего дошкольного возрастаРайонное методическое объединение. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста ель: расширение представлений детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения посредством игровой деятельности. Задачи:.

Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью Сюжетно-ролевая игра в жизни детей с интеллектуально недостаточностью. Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском садуПсихолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 11 марта 2017 в 05:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД