татьяна семенова
Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что развитие аномального ребёнка, коррекция и компенсация нарушенных у него функций в значительной степени зависят от условий его обучения и воспитания.
Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико – психолого – педагогическая диагностика ребёнка и изучение социальной ситуации его развития. Тенденции развития коррекционной педагогики, проявляющиеся в последние годы, направляют усилия педагогов на разработку индивидуальных программ коорекционно – развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстаёт в виде образовательного маршрута, в который включены воспитатели, специалисты и родители. Основной задачей сопровождения является создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и становления личности ребёнка, его развития в соответствии со своими потенциальными возможностями. При поступлении детей в дошкольное учреждение компенсирующего вида учитель – дефектолог, проводит обследование по диагностике А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой для младшего и старшего возраста, чтобы выявить уровень развития вновь поступивших детей, определить возрастную группу и план работы.
Публикация «Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Служба сопровождения в нашем ДОУ – это объединение специалистов (учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог- психолог, учитель – логопед, воспитателей, осуществляющих процесс сопровождения.
Первый этап деятельности по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о ребёнке. Это первичная диагностика, при проведении которой используются методы: анкетирование родителей, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, изучение документации. Второй этап: анализ полученной информации. Третий этап: совместное определение и разработка индивидуального образовательного маршрута. Четвё ртый этап: консультирование родителей, обмен информацией специалистов и воспитателей. Пятый этап : реализация данного маршрута.
Основная деятельность педагогов психолого – педагогического сопровождения :
Учитель – дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий в соответствии с программой, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по организации работы с ребёнком с учётом данных диагностики.
Педагог – психолог : психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
Учитель – логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Воспитатель: определяет уровни развития разных видов деятельности ребёнка, особенности коммуникативной культуры и активности, навыков самообслуживания согласно возрасту, реализует рекомендации специалистов.
Инструктор по ФИЗО: определяет уровень развития двигательных навыков, осуществляет систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленную на совершенствование функций формирующегося организма ребёнка.
Музыкальный руководитель: реализует программу музыкального воспитания, активизируя и обогащая чувственные переживания детей, коррегируя слуховое восприятие детей.
Оценка деятельности обучаемых детей в нашем ДОУ компенсирующего вида проводится три раза в год (начало, середина и конец года) с помощью мониторинга по критериям программы Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, воспитателямии специалистами. Проведя диагностику с ребёнком, педагоги определяют образовательно – воспитательный маршрут ребёнка и осуществляют его сопровождение в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении. Для этого необходимо знать актуальные и потенциальные возможности ребёнка. Определение «стартового» уровня развития позволит его регулировать и воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Исходя из уровня актуального развития (самостоятельное выполнение заданий) намечается зона ближайшего развития (возможности ребёнка при выполнении заданий с помощью взрослого). Далее происходит отслеживание динамики развития каждого ребёнка. Показатели индивидуального развития наблюдаются в динамике и оцениваются у одного ребёнка на разных возрастных этапах и на разных этапах обучения.
Учитель – дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями группы. Педагоги стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и обучению каждого ребёнка и единый стиль работы в целом. Для этого на каждой группе имеется тетрадь совместной работы воспитателей и специалистов, карта индивидуального развития каждого ребёнка для работы воспитателей в группе, проводится совместное перспективное планирование. По результатам мониторинга, а также по мере необходимости я провожу консилиумы с участием воспитателей группы, специалистов дошкольного учреждения, где обсуждается динамика успеваемости детей, намечается индивидуальный маршрут развития, проводится корректировка данного маршрута, определяются наиболее эффективные методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Задачи консилиума ДОУ:
- всестороннее обсуждение проблем ребёнка, с использованием информации всех педагогов ДОУ;
- утверждение индивидуального образовательного маршрута с учётом рекомендаций всех специалистов;
- утверждение программ сопровождения и коррекции;
- включение родителей в деятельность службы сопровождения.
Хочется отметить, что наиболее эффективно задачу сопровождения может решить педагогический коллектив образовательного учреждения при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка.
Литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта : методические рекомендации. – М. : Просвещение. 2009. – 175 с.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение. 2003. – 272 с.
3. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая: методические рекомендации. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 112 с.
4. Иванова А. Е., Кравец О. Ю. Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под редакцией Н. В. Серебряковой. СПб. : КАРО, 2005. – 112 с.
5. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. : «Речь», 2003. – 240 с.